ТАТЬЯНА КАРАТУНОВА
Использование методов игры на занятиях по развитию элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Большое внимание в своей работе я уделяю развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Потому что одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Публикация «Использование методов игры на занятиях по развитию элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика очень интересная и полезная наука. Она дает такие знания, которые помогают в работе. Где бы человек ни трудился, без математики не обойтись.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших математических проблем последних десятилетий. Дошкольник отличается удивительной активностью познания окружающего, а интерес к математике проявляется очень рано.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Недаром ранний возраст называют «золотой порой» воспитания. Период дошкольного детства – важный этап в жизни человека, и образование должно соответствовать современным требованиям. Развитие современных педагогических технологий позволило расширить представления детей, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять возможность их применения, развивать упорство и любознательность. При обучении математике используются разнообразные формы организации познавательной деятельности и математические приемы, обогащенные игровым общением, стимулирующие самостоятельность.
Практика показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предполагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность у детей и познавательную активность.
Реальное обучение происходит как специально организованная деятельность всей группы или подгруппы детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом.
В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т. д.)
Однако не все понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять, почему нужно производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.
В чем же причина такого положения и как избежать формального усвоения материала?
Для этого надо продумывать различные формы образовательной деятельности с детьми, т. е. обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы. Планируя работу, стараюсь включать математическое содержание в контекст, традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, труда, пения, движения под музыку.
Это позволяет благополучно избежать фронтальных математических занятий, которые так утомляют детей. Важно, чтобы включение этого содержания не разрушало саму игру, не лишало её непосредственной естественности и того духа свободы самовыражения, который присущ только ей. С другой стороны, нужно иметь в виду, что занятие аппликацией, ставящее математические цели, в корне отличается от аналогичного занятия с изобразительными целями. Для индивидуальной работы хорошо использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры : дидактические. Подвижные, сюжетно – ролевые и др.
Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Как лучше использовать игру для формирования элементарных математических представлений? Мною накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т. д. При обучении началам математики я широко использую игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «Лото», «Домино» и др.) Дошкольники, совершают большее число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составления числа из единиц и т. д, не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники зачастую не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.
Иногда значение дидактических игр умаляется и от того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребенок действует, а остальные ждут своей очереди) или дидактические игры превращаются подчас в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать. А не в качестве партнера по игре, - в результате ограничивается и самостоятельность детей. Наличие в дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.
Наряду с дидактическими играми бывают игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь» : в строителей, моряков, в больницу, школу, магазин и т. д. Этим сюжетно – ролевым, творческим играм присуща свободная, активная по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями.
Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры можно выделить следующие принципы построения сюжетно – дидактических игр:
• Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отображения в игре.
• Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую входят действия счета и измерения.
• Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игры.
• Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включая математические действия.
• Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
• Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка.
Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями.
В своей работе я использую разнообразные методы обучения : практические, наглядные, словесные, игровые. Из всех существующих методов наибольшее предпочтение я отдаю игре. Потому что игра занимает главное место в жизни ребенка. Это его основная деятельность. Игра является важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.
В процессе игры дети незаметно для себя считают, сравнивают, решают логические задачи. Это детям интересно, потому что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интерес детей.
Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла постепенно в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательный игровой материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель моей работы.