Использование методов игры на занятиях по развитию элементарных математических представлений дошкольников

ТАТЬЯНА КАРАТУНОВА
Использование методов игры на занятиях по развитию элементарных математических представлений дошкольников

Большое внимание в своей работе я уделяю развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Потому что одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Математика очень интересная и полезная наука. Она дает такие знания, которые помогают в работе. Где бы человек ни трудился, без математики не обойтись.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших математических проблем последних десятилетий. Дошкольник отличается удивительной активностью познания окружающего, а интерес к математике проявляется очень рано.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Недаром ранний возраст называют «золотой порой» воспитания. Период дошкольного детства – важный этап в жизни человека, и образование должно соответствовать современным требованиям. Развитие современных педагогических технологий позволило расширить представления детей, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять возможность их применения, развивать упорство и любознательность. При обучении математике используются разнообразные формы организации познавательной деятельности и математические приемы, обогащенные игровым общением, стимулирующие самостоятельность.

Практика показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предполагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность у детей и познавательную активность.

Реальное обучение происходит как специально организованная деятельность всей группы или подгруппы детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом.

В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т. д.)

Однако не все понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять, почему нужно производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

В чем же причина такого положения и как избежать формального усвоения материала?

Для этого надо продумывать различные формы образовательной деятельности с детьми, т. е. обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы. Планируя работу, стараюсь включать математическое содержание в контекст,традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, труда, пения, движения под музыку.

Это позволяет благополучно избежать фронтальных математических занятий, которые так утомляют детей. Важно, чтобы включение этого содержания не разрушало саму игру, не лишало её непосредственной естественности и того духа свободы самовыражения, который присущ только ей. С другой стороны, нужно иметь в виду, что занятие аппликацией, ставящее математические цели, в корне отличается от аналогичного занятия с изобразительными целями. Для индивидуальной работы хорошо использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические. Подвижные, сюжетно – ролевые и др.

Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Как лучше использовать игру для формирования элементарных математических представлений? Мною накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т. д. При обучении началам математики я широко использую игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «Лото», «Домино» и др.) Дошкольники, совершают большее число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составления числа из единиц и т. д, не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники зачастую не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.

Иногда значение дидактических игр умаляется и от того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребенок действует, а остальные ждут своей очереди) или дидактические игры превращаются подчас в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать. А не в качестве партнера по игре, - в результате ограничивается и самостоятельность детей. Наличие в дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.

Наряду с дидактическими играми бывают игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, школу, магазин и т. д. Этим сюжетно – ролевым, творческим играм присуща свободная, активная по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры можно выделить следующие принципы построения сюжетно –дидактических игр:

• Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отображения в игре.

• Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую входят действия счета и измерения.

• Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игры.

• Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включая математические действия.

• Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

• Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка.

Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями.

В своей работе я использую разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. Из всех существующих методов наибольшее предпочтение я отдаю игре. Потому что игра занимает главное место в жизни ребенка. Это его основная деятельность. Игра является важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

В процессе игры дети незаметно для себя считают, сравнивают, решают логические задачи. Это детям интересно, потому что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла постепенно в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательный игровой материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель моей работы.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Дидактические игры как способ формирования элементарных математических представлений у дошкольников Предмет математики так серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Б. Паскаль Я хочу представить вам сегодня тему моей.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию.

Игры на развитие элементарных математических представлений 1. .«Весёлый цифролов». Оборудование: цифры от 0 до 5, вырезанные из картона, нитки, скотч. В кабинете на ниточках развешаны цифры, вырезанные.

Использование набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования, в процессе получения ребёнком.

Презентация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Консультация для педагогов «Использование игровых методов и приёмов в формировании элементарных математических представлений» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 252 «Росточек» Монахова Софья Ивановна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ.

Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений»Обобщение личного опыта «Использование ИКТ на занятиях по развитию элементарных математических представлений» Обобщение личного опыта "Использование интерактивного оборудования на занятиях по развитию элементарных математических представлений" Математика.

Проект «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Развитие элементарных.

Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений Для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы используем развивающие игры Воскобовича. Нравится.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • День Святого Валентина
  • Учимся считать
Автор публикации:
Использование методов игры на занятиях по развитию элементарных математических представлений дошкольников
Опубликовано: 18 января 2018 в 21:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников

Поздравляем с праздником всех, кто занимает взращиванием «цветов жизни»! День работников дошкольного образования — замечательный повод поблагодарить воспитателей и всех, кто старается сделать каждый день...

27 сентября. День мостов на МААМ

Предлагаем очередной тематический день посвятить мостам и мостикам – игрушечным и настоящим. Рассказать детям о том, какими бывают мосты, устроить для них интересные игры и занятия на эту тему.

Консультация для родителей «Закаливание в семье»
Закаливание в семье. Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас...
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Выросла репка»
Цель: формировать умение закрашивать листья репки карандашом, приклеивать на репку желтые смятые салфетки; закреплять умение приклеивать салфетки, обмакивая...