Татьяна Буданова
Тренинг для педагогов. Тема: «Коррекция детско–родительских отношений».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект.
Добрый день уважаемые педагоги. Хочу предложить Вам послушать, посмотреть, и конечно же, поучавствовать в психологическом тренинге. Но прежде чем мы начнем с вами работать хочу сказать, что такого плана работу мы проводим с нашими родителями на родительских собраниях, групповых и подгрупповых консультациях, тренингах.
Отношения между взрослым и ребенком могут складываться по- разному. Почему же это происходит? Попробуем разобраться здесь и сейчас.
Для начала хочу Вам напомнить о трех основных моделях взаимодействия.
1. Модель «невмешательства»
Публикация «Тренинг для педагогов, Тема: „Коррекция детско–родительских отношений“,» размещена в разделах
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
2. Модель «учебно – дисциплинарная»
3. Модель «личностно – ориентированная»
Рассмотрим по подробнее каждую из моделей:
и так;
1 Модель «невмешательства»
Цель общения: «я хочу, чтобы меня оставили в покое»
Лозунг – «ничего сам справится
Тактика общения - мирное сосуществование рядом, но не вместе.
2. Модель «учебно – дисциплинарная»
Эта модель несет на себе отпечаток командно – административной системы.
Цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками.
Лозунг- «делай как я»
Тактика общения – диктат и опека.
3. Модель «личностно – ориентированная»
Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защиты, доверия к миру, радости существования, формировать начало личности, развивать индивидуальность.
Способы общения - учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Мне бы хотелось пожелать вам использовать в своем взаимодействии с детьми именно эту модель, поэтому рассмотрим ее поподробнее. Если охарактеризовать эту модель коротко, то мы получим принцип – не над ребенком; не рядом с ребенком; а вместе с ним.
Для того чтобы понять о чем идет речь нужно рассмотреть такие понятия как:
Позиция общения
Дистанция общения
Пространство общения
И обратимся мы к методу психологической скульптуры
Позиция общения Психолог приглашает пару из участников. Один участник из пары садится на пол, другой встает перед ним на стул. Каждый из партнеров должен зафиксировать то, что он видит перед собой, (стоящий голову не опускает, а сидящий не поднимает)
Вопрос:
- Удобно ли вам так общаться?
- Ответы
Педагог-психолог. Проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.
Далее фигура усложняется: протяните друг -другу руки, не наклоняясь и не поднимаясь.
Вопрос:
- Удобно ли вам так общаться?
Ответы
А теперь, стоящий погладьте по голове сидящего (хочется ли вам продолжать это делать – нет, неудобно.)
Ком. Псих. В итоге все устают, появляется взаимное раздражение.
Вывод: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному.
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.
Дистанция общения Психолог предлагает паре участников сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга и пообщаться
Вопрос:
- Комфортно ли вам общаться друг с другом? Что вы почувствовали?
- Ответы.
Педагог-психолог. Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился - говорить расхотелось.
Вывод: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.
Педагог-психолог. При этом у ребенка не должно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанции общения.
Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обес-печивать для участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как считаешь нужным, как хочется поступить в данной ситуации, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия.
Вопрос:
- Какую дистанцию общения предпочитаете вы сами? Куда вы садитесь на производственных совещаниях? Поближе к ведущему или подальше от него?
Ответы.
Пространство общения
Психолог предлагает паре участников попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое при этом дать участникам в руки интересный журнал (космополитан). Сохранится ли внимание собеседников друг к другу
Вопрос родителям :
- Удобно ли вам так общаться?
Ответы.
Педагог-психолог. Часто и мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый - в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе?
Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого.
Хорошо, когда дается время, чтобы не резко, а постепенно перейти в пока чужое для вас «пространство» и освоиться в нем.
Еще лучше, если «пространство», в которое вам надо перейти, не совсем чужое - в нем есть знакомые, приятные вам черты.
В вашей власти внести эти черты в ваше общение с людьми так, чтобы оно было приятно и им, и вам.
Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций.
Иными словами, чтобы вы и дети были «не рядом и не над, а вместе».