Лидия Шмырина (Вихарева)
Интегрированное занятие по речевому развитию «Морозные узоры» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие речевой активности детей.
Задачи:
1.
2. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;
3. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
Материал:
-Альбомный лист,
-Дополнительный лист,
-Кусочек свечки,
-Гуашь,
-Кисть с широким ворсом,
-Стаканчик с водой,
Предварительная работа:
Публикация «Интегрированное занятие по речевому развитию „Морозные узоры“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия.
В: Ребята, посмотрите мышка у неё в руке письмо. Письмо от Мороза он пишет, что он заболел и просит к нему приехать. На чём поедем? Где он живёт? (ответы детей). На лыжах.
(Едут на лыжах видят сугроб, под сугробом загадка)
*** ***
С неба звёзды падают, Гуляю в поле,
Лягут на поля, Летаю на воле,
Пусть под ними скроется Кручу, бурчу,
Чёрная земля. Знать никого не хочу.
Много-много звёздочек, Вдоль села пробегаю,
Тонких, как стекло; Сугробы наметаю. (МЕТЕЛЬ)
Звёздочки холодные,
А земле тепло. (СНЕЖИНКИ)
*** ***
Растёт она в низ головой, Какой это мастер
Не летом растёт, а зимой, На стёкла нанёс
Но солнце её припечёт, И листья, и травы,
Заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА) И заросли роз. (МОРОЗ).
В: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Д: Зимой.
В: А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Д: Мороз.
В: Правильно. Как наступит зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается по лесам и полям, городам и сёлам. Приходил он и в наш дом постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Всё в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, пёрышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные…
Ребята, как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Д: Дует на стёкла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
В: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно увидеть очертание знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником является Мороз.
Сейчас мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами всё получилось не хуже, чем у самого Мороза :
Заклинания Зимы
Лягте мягкие снега,
На леса и на луга, Стоя в кругу поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.
Тропы застелите,
Ветви опушите. Руки перед собой, плавно поочерёдно покачивать ими вверх-вниз.
На окошках Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз,
Лёгкие виденья,
Хитрые сплетенья. Имитировать движение рисования «кистью» в произвольном направлении поочерёдно правой, левой руками.
Зачаруй сердца людей
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры. Поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.
Ты, Метелица, чуди,
Хороводы заводи, взвейся вихрем белым
В поле поседелом. Присесть, встать, поднять руки вверх, покружиться вокруг себя.
Практическая часть.
1. Продумать содержание будущего узора.
2. Выполнить рисунок при помощи свечи.
3. Готовый рисунок покрыть гуашью оттенками голубого или фиолетового цвета.
Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.
На стекле морозный иней.
Сколько чёрточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна…