Анастасия Стрекалова
Тема НОД: «Добрым быть совсем не просто…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности)
Тема НОД : «Добрым быть совсем не просто…»
Форма НОД: : чтение и обсуждение
Программа «Из детства в отрочество» - Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет» / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. Москва 1997г. «Я, ты, мы» : Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина,
Разработчик конспекта НОД: Стрекалова Анастасия Рашитовна
Адресат: дети 6-7 лет.
Публикация «Тема НОД: „Добрым быть совсем не просто…“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Классификация: НОД основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в коммуникативной, продуктивной деятельности
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Форма организации детей – подгрупповая.
ОД в РМ:
- разучивание пословиц о дружбе,
- беседа «Добрые поступки»,
- обсуждение ситуаций из личного опыта.
Цель НОД: Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений)
Задачи НОД: «Чтение художественной литературы» : формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире; развивать стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы;
«Познание» - создавать условия для предъявления собственной точки зрения и ее обсуждения,формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
«Социализация» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях;
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания; адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;
«Здоровье» : профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта;
«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности.
Необходимое оборудование и материалы:
рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», изоматериалы, хрустальная ваза, заготовки пословиц.
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
1. Инициация (1 минута) 1. Игра «Круг радости»
Цель: приветствие, настрой на работу.
В. : Ребята, какое сегодня чудесное утро. Я приглашаю вас в наш «круг радости» для того, чтобы поприветствовать друг друга. Мы будем касаться друг друга ладонями, здороваться и называть соседа ласково по имени.
2. Вхождение и погружение в тему (5 минут) 1. Тренинг «Передай вазу» (тренинг бережного отношения).
2. Поисковые вопросы.
3. Логические умозаключения.
4. Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
Цель: расширить представления ребёнка по теме.
Игровая мотивация
В. : Ребята, сегодня я хочу показать вам очень красивую вазу. Какая она?
Д. : Хрупкая, прозрачная, хрустальная, сделана из хрусталя.
В. : А вы думаете, как с ней нужно обращаться?
Д. : Осторожно, бережно, аккуратно, нежно…
В. : Давайте передадим её из рук в руки друг другу
(дети передают вазу по кругу).
В: Ребята, сейчас вы бережно, аккуратно отнеслись к вазе, а как вы думаете, кроме предметов, к чему ещё человек может относиться трепетно, бережно, боясь это потерять?
Д. : К вещам, людям, подаркам, животным…
В. : Правильно, человек может бережно относиться к людям, к животным, дорожить дружбой, хорошим отношением к себе других людей. Об этом говорится в пословице «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».
Сегодня я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» о мальчике, а вы, слушая рассказ, попробуйте ответить на вопрос, что не сберёг мальчик?
Обсуждение:
1) Что не сберёг мальчик?
2) Что страшного в том, что мальчик остался один?
3) Почему все отвернулись от мальчика?
4) Какими словами вы можете охарактеризовать мальчика? Какой он? (описание характера героя, его отрицательных черт).
5) Каким нужно быть, что нужно уметь, чтобы с тобой хотелось дружить?
6) Почему произведение называется: «Самое страшное»?
7) Может ли человек один прожить на свете? Много ли может сделать в жизни человек, если будет совсем один. Почему? (ответы детей)
Обобщение:
В. : Правильно, человеку страшно остаться одному, быть никому не нужным. Одному очень трудно сделать на земле что-нибудь важное, полезное.
3. Игровая мотивация (4 минуты) 1. Тренинг коллективного взаимодействия,
игра- этюд «Дождик»
2. Д/И «Собери пословицу»
(работа в парах)
3. Обсуждение результатов
4. Рефлексия своей деятельности
Цель: закрепить новый опыт, новые качества личности ребёнка, подготовить к взаимодействию в привычной социальной среде.
В: Давайте мы с вами проверим это в игре, которая называется «Дождик».
Набежали тучки, пошел дождь (дети изображают капельки)
Сначала редкие капли застучали по крыше, но вот дождик усилился, (выполняют хлопок,
Капли стали падать чаще и чаще и начался ливень (падают на землю).
В. : Молодцы. Дождик у нас получился как настоящий? Капель много, падают они часто, часто. Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе мы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям. А одна капелька смогла бы это сделать?
Д. : Нет, она маленькая, в ней мало воды.
Обобщение:
В. : Вот так и человек, если он один – ему очень трудно жить, сделать что-нибудь полезное, доброе на Земле, а если он не одинок и у него есть верные друзья – ему все под силу. Ведь недаром говорят: «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
В. : Ребята, мне известно, что вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я вам предлагаю разделиться на команды и узнать, кто быстрее найдет продолжение пословицы о дружбе в игре «Собери пословицу»
( дети собирают пословицу из 2х частей: начало и продолжение.) Например:
не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
В. : Молодцы, правильно справились с заданием. Почему команда победила?
Д. : Эта команда хорошо знает пословицы, дети уступали, помогали друг другу, договаривались, поэтому команда справилась с заданием быстрее.
В. : Почему другая команда проиграла?
Д. : они мало знают пословиц, не слушали и не помогали друг другу.
В. : А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне, сделайте круг, протяните руки в центр круга и подумайте, что из того, чему вы научились, вам бы хотелось взять с собою в дальнейшую жизнь?
(дети совершают действия, как-будто берут что-то из круга и прикладывают к груди, обсуждение выбора).
4. Самостоятельная деятельность 1. Беседа
2. Рассуждения детей
3. Метод творческого задания (продуктивная деятельность)
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
В. : Ребята, давайте в нашу вазу поставим цветок доброты?
Д. : Давайте.
В. : Я каждому дам по одному лепесточку для нашего цветочка, вы подумайте обо всем добром, что вы можете делать для своих близких, друзей, а может быть и животных и нарисуйте один добрый поступок, который вы когда то уже совершили или может, мечтаете совершить. Обратите внимание на сердцевидку нашего цветка-доброты и скажите : «Почему она имеет форму сердца?»
Д. : Потому, чтобы совершить какой-либо добрый поступок, проявлять заботу о ком-то; прийти на помощь спасти кого-нибудь нужно иметь доброе сердце.
В. : А скажите, пожалуйста, о ком говорят «этот человек бессердечный»? (рассуждения детей).
А теперь приступайте к рисованию и когда лепестки с вашими добрыми поступками будут готовы, мы прикрепим их сердцевине, и в нашей вазе будет красоваться необычный цветок доброты.
(рисуют под музыку песни «Будьте добры»)
5. Свобода выбора (6 минут) 1. Беседа в круг «Цветок доброты»
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
Дети заканчивают рисовать, садятся в кружок. Каждый ребенок рассказывает о своем добром поступке. Все вместе обсуждают. Воспитатель приклеивает все лепестки к сердцевине и ставит «цветок доброты» в вазу. Затем вазу ставят на ковер, все дети вместе с воспитателем садятся вокруг вазы, вытягивают вперед ладоши.
В. : «Наше тепло передалось цветку, а значит, он будет жить долго, а если вдруг его лепестки станут вянуть, мы нарисуем еще добрые поступки, и он снова оживет».
6. Рефлексия (1 минута) Подведение итогов
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
В. : Вот сегодня мы много говорили с вами о доброте. А как вы думаете, добрым быть легко? От чего зависит - добрый человек или нет?
Д. : Нужно стараться, чтобы стать добрым.
В. : Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми и рядом с вами всем будет уютно и тепло.
Дополнительная информация:
Ожидаемые/ полученные результаты НОД:
Показатели достижений детей (участники занятия – 1 подгруппа: 10 детей, 2 подгруппа – 10 детей) :
- доля детей, расширивших свои познания об окружающем мире и о себе – 100%;
- доля детей, способных свободно общаться со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания; адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека – 75%;
-доля детей, способных самостоятельно договориться о совместных действиях для получения общего результата – 65%;
Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития.
Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения) :
Данная технология позволяет развить:
- потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире;
- стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы;
- первичные представления о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, со-радоваться, представления о нравственных чувствах и эмоциях;
- свободное общение со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, активное участие в обсуждении литературных произведений нравственного содержания.
Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.
Использованная литература, источники информации:
Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».
Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб, 2004.
Примечания: Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений.