ЛИЛИЯ ХОЛОША
Обобщающее мероприятие по теме «Лето. Полевые цветы. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми
старшего дошкольного возраста.
Тема: Обобщающее мероприятие по теме «Лето. Полевые цветы. Ягоды».
Цель: Создать благоприятный психологический фон для закрепления детьми элементарных представлений о жизнедеятельности животных и растений летом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Публикация «Обобщающее мероприятие по теме „Лето, Полевые цветы, Ягоды“» размещена в разделах
- Лето
- Полевые и луговые цветы
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Цветы. Все о цветах
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• Систематизировать представлений детей о лете, его признаках, активизировать и актуализировать словарь по теме «Полевые цветы». «Ягоды».
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, синтаксическую сторону речи (составление предложений с опорой на предметные картинки).
Коррекционно-развивающие
• Развивать монологическую и диалогическую речь, ее интонационную выразительность, умение передавать образы сказочных героев.
• Формировать творческие способности и умение создавать художественные композиции на песке.
• Развивать координацию речи с движением, длительный речевой выдох, тактильно-кинестетическую чувствительность.
Воспитательные
• Продолжать воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной игре, поощрять инициативу и самостоятельность.
• Воспитывать чувство доброты и сопереживания героям сказки.
Методы и приемы:
Наглядные (демонстрация песочного рисунка к сказке Н. Н. Гусаровой «На лесной полянке»).
Словесные (рассказывание сказки Н. Н. Гусаровой «На лесной полянке» логопедом; вопрос-ответ; рассказывание по ролям отрывка сказки детьми.
Игровые - Sand play (песочная игра).
Практические – моделирование на песке.
Педагогические технологии: технологии личностно-ориентированного подхода к детям.
Предварительная работа:
• НОД по теме «Лето». «Полевые цветы».
• НОД по теме «Ягоды лесные и садовые»
• Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето».
• Чтение детям сказки Н. Н. Гусаровой «На лесной полянке».
• Совместное рисование цветным песком и солью сюжета сказки в песочнице.
• Инсценирование сказки детьми.
Оборудование:
• Песочница 50/70.
• Цветной песок, соль.
• Настольный театр по теме «Лес».
• Картонные ламинированные декорации по сюжету сказки.
• Маленькие игрушки: медведица, медвежонок, пчела.
• Небольшие корзинки по количеству детей с цветами и ягодами из соленого теста.
• Колокольчики по количеству детей.
• Искусственные цветы, эфирные масла.
• Набор картинок с изображением садовых и лесных ягод.
• Магнитная доска, две корзины, кастрюля (из цветной бумаги).
Ход совместной коррекционной деятельности логопеда с детьми:
I. Организационный момент. Введение в игровую среду.
Логопед. Здравствуйте, дети. Сегодня мы совершим путешествие в Песочную страну. Но прежде чем отправиться в путешествие нужно отгадать загадку:
Песен полон лес и крика,
Поспевает земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчёлки на цветке…
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно. (Лето)
Логопед. По каким приметам, признакам можно догадаться, что наступило лето?
Дети. Ярко светит солнце, стоит жаркая погода, дни стали намного длиннее, а ночи короче, вокруг расцвело много красивых цветов, в лесу и саду поспевают ягоды, появились насекомые, птицы распевают веселые песни, можно купаться в реке, на море, загорать на солнце и т. д.
Логопед. Правильно, дети. А теперь становитесь на тропинку, и она приведет вас в Песочную страну – в гости к лету.
Песня из мультфильма «Дед Мороз и лето» (дети под музыку весело шагают по тропинке, затем, взявшись за руки, становятся вокруг песочницы).
Логопед. Дети, что нужно сделать для того, чтобы оказаться в Песочной стране?
Дети. Нужно назвать правила жителей Песочной страны.
Логопед. А вы сможете это сделать самостоятельно?
Дети. Да. (Протягивают ладошки над песочницей и повторяют все вместе) :
Эти правила просты –
Соблюдать их все должны:
Не разрушать, а создавать,
Не баловаться, а играть,
Чтоб здесь царили мир и свет.
И в этом весь друзья секрет!
Под тихую музыку логопед снимает ткань с «песочного листа».
Логопед. Перед вами Песочная страна. В ней живут не только прекрасные принцессы и добрые волшебники. Здесь находится много других обитателей и сказочных персонажей. Все они очень забавные и милые. Располагайтесь вокруг песочницы, и я расскажу вам сказку о маленьком медвежонке. Сегодня вы будете не только внимательными слушателями, но и создателями сказки на песке.
II. Актуализация имеющихся знаний.
Логопед рассказывает детям начало сказки Н. Н. Гусаровой «На лесной полянке» (текст сказки выделен жирным шрифтом, дети, с помощью взрослого, моделируют сюжет сказки в песочнице.
Жарким летним днём Мишутка вместе с мамой Медведицей пришёл на лесную полянку. Поляна была залита солнцем.
Деревья ставятся по кругу, внутри круга полянка, на ней медвежонок с мамой медведицей. Дети посыпают полянку зелёным песком, имитирующим траву. Вверху над деревьями помещают картинку солнышка.
На ней росло много цветов : тут и синий колокольчик, и белая ромашка, и жёлтый одуванчик, и голубая незабудка, и красный мак, и розовый луговой клевер.
Логопед показывает картинку с изображением цветка, дети находят этот цветок у себя в корзинке и «высаживают» его на полянке, проговаривая название цветка.
Логопед. Дети, вы запомнили, какие цветы росли на лесной полянке? Назовите их.
Дети. Да. Это синий колокольчик, белая ромашка, жёлтый одуванчик, голубая незабудка, красный мак и розовый луговой клевер.
Логопед. Молодцы, дети. Вы правильно назвали все цветы. Мишутке очень понравилось на лесной полянке, и он стал играть с цветами. Давайте поиграем вместе с ним.
Физкультминутка. Ритмическое упражнение «Колокольчик» - координация речи с движением.
Но больше всего на полянке было земляники. Красные крупные ягоды свисали с веточек. Сочные и спелые, они сами просились в рот. Мишутка с мамой принялись их есть.
По ходу рассказывания сказки дети «сажают кустики земляники» в песочнице.
Логопед загадывает им загадку:
На припеке у пеньков Держит алый огонек.
Много тонких стебельков Разгибаем стебельки –
Каждый тонкий стебелек Собираем огоньки.
Дети. Земляника.
Логопед. Дети, как вы думаете, почему в загадке землянику называют алыми огоньками?
Дети. Потому что алые ягоды земляники, похожи на яркие огоньки новогодней гирлянды.
Логопед. Мне очень понравился ваш ответ.
Наевшись сладких ягод, медвежонок попробовал и цветы. Но после земляники они показались ему невкусными. Мама медведица поучительно сказала, что это ведь не ягоды, а цветы. Цветы есть нельзя. Их можно только нюхать.
Упражнение «Аромат цветов» - развитие обоняния и длительного речевого выдоха.
Логопед раздает детям искусственные цветы, на которые предварительно нанесли по капельке эфирного масла (мята, мелисса, лаванда и т. п.)
Логопед. Дети, давайте покажем Мишутке, как надо нюхать цветы. Сделайте глубокий вдох носом. При вдохе не поднимайте плечи. А на выдохе скажите: «Цветы пахнут», «Как вкусно пахнут лесные цветы!», «Какой чудесный аромат у этих цветов!»
Встать прямо, цветки держать на уровне лица на расстоянии 2-3 см от него, упражнение проводится 3-4 раза.
Вскоре Мишутка заметил, что не он один интересуется цветами : с цветка на цветок перелетала мохнатая Пчелка. Она кружилась над цветком, потом садилась, ползала по нему, перелетала с одной стороны цветка на другую, перебирала тычинки, с головой влезая в самую середину.
Ребенок в шапочке-маске Пчелки выполняет действия в песочнице по ходу рассказывания сказки, затем помещает игрушечную пчелку на цветок. Второй ребенок надевает шапочку-маску медвежонка.
Мишутка смотрел на нее и слушал, как она жужжит. «Какая маленькая, и какая сердитая»,- подумал он.
Рассказывание по ролям конца сказки детьми – развитие диалогической речи.
Медвежонок. Ты зачем мои цветы нюхаешь?
Пчелка. Это мои цветы. И полянка тоже моя. Я каждый год сюда прилетаю.
Медвежонок. Зачем?
Пчелка. А ты зачем пришел на эту полянку?
Медвежонок. Мы с мамой тут собираем ягоды.
Пчелка. А я собираю тут цветочный сок-нектар.
Медвежонок. Зачем?
Пчелка. Зачем, зачем…. Такой большой, а не знаешь! Мы пчелки из цветочного сока-нектара мед делаем. А вам бы, медведям, только бы его есть! Не мешай мне работать, а то укушу! Ж-ж-ж!
Логопед. Пчела улетела. А Мишутка сел около цветка, полизал его – никакого нектара не нашел.
Мишутка. Вот жадина, весь нектар собрала.
Логопед. Подумал Мишутка и принялся опять за землянику.
III. Создание проблемной ситуации
Логопед. Дети, пока Мишутка разговаривал с Пчелой, в Песочной стране произошла путаница. Посмотрите на нашу полянку. Как вы думаете, что здесь не так?
Дети. На полянке появилось много разных ягод. Среди них есть ягоды, которые не растут в лесу.
Логопед. А вы можете рассказать, где они растут?
Дети. В саду.
Логопед. Маленький Мишутка не знает, какие ягоды растут в лесу, а какие в саду. Хотите помочь ему разобраться в этом?
Дети. Да.
IV. Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Упражнение «Разложи по корзинкам» - дифференциация понятий «ягоды лесные и садовые».
Дети раскладывают ягоды в две корзинки (на магнитной доске) : в одну – садовые, в другую – лесные, называя при этом ягоду и рассказывая, где они растут. Подвести детей к выводу, что некоторые ягоды (малина, земляника) могут расти и в лесу и в саду.
Дети. Земляника, малина, черника, брусника, ежевика, голубика растут в лесу - это лесные ягоды.
Дети. Земляника, черная и красная смородина, малина, клубника, крыжовник растут в саду – это садовые ягоды.
Логопед. Дети, а почему вы поместили землянику и малину в обе корзинки?
Дети. Потому что земляника и малина могут расти как в лесу, так и в саду.
Логопед. А если у вас нет возможности собрать ягоды в лесу или в саду (например, в холодное время года; у вас нет сада; вы живете далеко от леса и т. д., где вы можете приобрести ягоды?
Дети. Взять в холодильнике, купить в супермаркете или на рынке.
Логопед. Дети, как вы думаете, что можно приготовить из ягод?
Дети. Варенье, выжать свежий сок, сделать желе, сварить кисель, компот.
Логопед. Дети, а что бы вы хотели приготовить из ягод для маленького Мишутки?
Дети. Варенье, компот, сок, желе…
Логопед. Тогда давайте сварим компот.
В центре магнитной доски (между корзинками) помещается картинка кастрюли.
Игра «Компот» - составление предложений с опорой на предметные картинки.
Логопед.
Дети на базар ходили,
Много ягод там купили.
Папа их потом спросил:
«Кто какой компот сварил?»
Дети берут по одной картинке (из любой корзины) и помещают в кастрюлю на доске.
Дети. Я сварил из клубники клубничный компот. Я сварила из малины малиновый компот. Я сварил из черники черничный компот (и т. д.).
V. Итог. Выход из Песочной страны.
Логопед. Молодцы, дети, вы отлично справились со всеми заданиями! Сегодня, вы были не только строителями сказочного мира на песке, но и актерами в этом удивительном мире. Вы очень доброжелательно делились своими знаниями и опытом с маленьким Мишуткой и друг с другом. Я горжусь вами! А мама медведица дарит вам корзину с ягодами.
В Песочной стране наступил вечер. Медведица и маленький Мишутка ушли в лес. Нам тоже пора возвращаться домой. Становитесь на волшебную тропинку, и она приведёт нас в детский сад.
Звучит «Песенка о лете». Дети берут корзину с ягодами и уходят в группу.