Надежда Бацина
Тема: «Оптимальные пути повышения познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Тема : «Оптимальные пути повышения познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования с водой»
Хочу рассказать об актуальности экспериментальной деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, пробует на вкус, делает сам, т. е. экспериментирует.
Публикация «Тема: „Оптимальные пути повышения познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования с водой“» размещена в разделах
Деятельность экспериментирования была мною выбрана потому, что в ней формируются такие качества как: любознательность, наблюдательность, внимательность.
В этой деятельности дошкольники получают возможность удовлетворять свою любознательность учатся устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, развиваются мыслительные операции : анализ, синтез, классификация,обобщение. т. е. экспериментальная деятельность играет большую роль в развитии ребёнка.
Анализируя уровни освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» в образовательной области «Познание» по разделу: «Ребёнок и окружающий мир», сделаны следующие выводы: часть детей находится на высоком уровне развития - это 5 человек, большая часть ребят на среднем уровне - это 12 человек, а 3 человека пока на низком уровне. Дети проявляют интерес к познавательной деятельности. Для того чтобы поддержать интерес ребят к этой деятельности поднять на более высокий уровень развития, была разработана система работы с детьми по формированию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности с водой.
На основе имеющейся методической литературы были определены задачи своей работы и выделены основные её направления:
-организация предметно-развивающей среды;
-разработка занятий познавательного цикла по блоку «Вода»;
-экспериментальная деятельность на прогулке;
-взаимодействие с семьёй.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано созданными условиями развивающей среды. При создании развивающей среды в группе учитывались принципы построения развивающей среды.
Изучив литературу, проанализировав задачи и условия, были определены мини-центры, в которых расположили природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и прочее, изобразительные материалы, глина, песок, тесто, пластилин, наглядный материал для накопления познавательного опыта (предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, оборудование для труда в природе, модели, схемы проведения опытов, материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие, оборудование для экспериментирования (воронки, ёмкости и др., приборы (лупы, песочные часы и т. д.) дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам («Тонет-не тонет», «Разрезные картинки» и др.).
РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
Реализуя поставленные задачи, был разработан план с учётом возрастных особенностей детей, их интересов. В основе планирования-последовательная работа с детьми. Для этого использовались самые разнообразные методы и приё мы:-игры-экспериментирование («Тонет-не тонет», «Переливание жидкостей»); -наблюдения («Вода вокруг нас» ,»Вода растекается», «Изменения снега», «Талая вода», «Потребность в воде у растений» и др.);-труд на участке и в уголке природы (полив комнатных растений, очистка дорожек от снега, снежные постройки и т. д.);-дидактические игры(«Да и нет» и т. д.); рассматривание картин,иллюстраций.
На прогулке проводилась совместная деятельность воспитателя и детей-опыты,эксперименты («Почему нельзя есть снег?» и т. п.)
Т. к. к наблюдениям детей нужно относиться серьёзно,стараюсь поощрять любознательных детей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.
Часто приходится сталкиваться с тем, что знания родителей по данному направлению крайне ограничены, а заинтересовать их той или иной проблемой труднее, чем детей. Однако без поддержки со стороны родителей не обойтись,поэтому реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Т к. родительский уголок-одно из форм взаимодействия с семьёй, то там мы помещаем информацию ( консультации: «Игры с водой», «Как провести с детьми простейшие опыты в домашних условиях»).
Родители также привлекались к обогащению предметно-развивающей среды: сбору природного и бросового материала (ракушек, камней, шишек, листьев).
Хотя работа по данному направлению начата сравнительно недавно (у нас вторая младшая группа, но уже можно сделать следующие выводы: если в начале работы по экспериментальной деятельности дети проявляли незначительный интерес к данному виду деятельности, то теперь дети стали активнее проявлять познавательный интерес к окружающему миру, появилось желание узнавать новое, научились отвечать на несложные вопросы, работать в коллективе. Очень надеюсь,что работа по данному направлению поможет развить у детей интерес к изучению окружающего мира и сформировать такие качества как любознательность и наблюдательность.