Папки-передвижки

Тема педагогического проекта: «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста»

Нина Александровна Кудряшова
Тема педагогического проекта: «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста»

Тема инновационного педагогического проекта :

«Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста»

Источник изменений:

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который посвящен воспитанию нравственных качеств личности, но вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. В связи с этим я определила проблему этического развития дошкольников, как одно из приоритетных направлений в своей работе с детьми.

Публикация «Тема педагогического проекта: „Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Психологические отношения человека предполагают три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Ребенок только тогда начнет руководствоваться в своем поведении нормами и правилами, когда у него будет выработано к ним соответствующее эмоциональное отношение. В обратном случае это может в будущем выразиться в сухости и черствости во взаимоотношениях с людьми и других дефектах эмоциональной жизни.

Предложенная работа поможет детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их внешних проявлений, причин возникновения; воспитывает гуманные чувства; способствует формированию доброжелательных отношений к друзьям и окружающим.

Идея и сущность инновационных преобразований:

Я предлагаю проводить работу с детьми дошкольного возраста по формированию у них эмоционального отношения к социальным нормам в виде специально организованной пошаговой системы (технологии). Цель технологии – развитие на основе понимания эмоционального состояния другого человека эмпатии, обращая внимание на действенный компонент: «а что Я могу сделать в этой ситуации, как помочь, поддержать» и т. д. Предлагаемые методические приемы: чтение и анализ сказок, выделение героев с различными чертами характера; проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни, передающих различные черты характера; развивающие и словесные игры; рисование, раскрашивание (в том числе с использованием восприятия цвета, проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»); использовании элементов психогимнастики; игровых упражнений, обучающих ребенка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и чувствами, позволяют реализовать следующие образовательные и воспитательные задачи: познакомить (узнать, запомнить; узнавать в героях, в людях) с моральными чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду, вещам и т. д. ; дать понятия о парности нравственных качеств (добрый – злой); обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающие различные черты характера; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления; способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость и т. д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей; развивать на основе эмоционального состояния другого человека эмпатию, обращая внимание на действенный компонент; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Технология воспитательного процесса рассчитана на период 3 года – с 4 до 7 лет. Перспективный план предполагает организацию совместной деятельности с детьми, рассчитанной по кварталам. Реализация поставленных задач осуществляется на основе литературных произведений, в первую очередь сказок (в течение квартала планируется работа на основе одной сказки). Предпочтение отдается сказкам, персонажами которых являются животные, так как народная мудрость и детская натура сказочников знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных, которые связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, тогда как феи, волшебники – это придуманные герои. Через эту «переходную ступеньку» ребенку легче понять чувства других людей, что способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать. Сначала представления детей о добре и зле, должном и недолжном, запретном и возможном как бы слиты с персонажами. Но постепенно отделяются от них, превращаясь в самостоятельные. Таким образом, ребенок впервые усваивает и нравственную норму. Предлагаемый перечень сказок: русская народная сказка «Заюшкина избушка», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», английская сказка в обр. С. Михалкова «Три поросенка» - средняя группа; русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк», русская народная сказка «Морозко», нанайская сказка в обр. Д. Нагишкина «Айога» - старшая группа; русская народная сказка «Лиса и журавль», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Ш. Перро «Золушка» - подготовительная группа. После знакомства со сказкой следует ее драматизация. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему, является проигрывание этюдов на выражение эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.

Предложенные мероприятия помогут ребенку задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие или доброту.

С целью формирования первичных понятий о моральных качествах человека на примерах стихов, коротких рассказов нравственного содержания в группе оформляется альбом «Правила доброты». Некоторые правила формулируются в виде пословиц, поговорок, так как дети 6 – 7 лет начинают понимать смысл народной мудрости.

Правило №1 «Помогай маленьким, слабым, попавшим в беду».

Правило №2 «Не будь жадным, делись с друзьями игрушками (книжками)».

Правило №3 «Не делай другому зла» («Что посеешь, то и пожнешь»)

Правило №4 «Будь вежлив, не груби» («Хорошее слово всегда к месту, а от худого слова да навек ссора»).

Правило №5 (честности) «Говори то, что думаешь, сказал – сделай, ошибся – признайся, забыл – попроси прощения, не можешь сказать правду – объясни, почему».

Правило №6 «Не ленись, будь трудолюбивым» («Не спеши языком, торопись делом»)

Когда дети начнут дифференцировать в своем сознании положительные и отрицательные поступки, отражать свое отношение к ним в речи, в группе целесообразно оформить «Календарь добрых дел», где воспитатель по просьбе ребенка отмечает «хороший поступок», который он совершил, и обязательно спрашивает, что ребенок чувствовал в этот момент, как к поступку отнеслись сверстники, родители.

Детям подготовительной к школе группы для совместной деятельности можно предложить интересную настольную игру с кубиком в стиле «ходилки» под названием «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Правила игры: играют от 3 до 6 детей; попадая на картинку с «хорошим» поступком, игрок забирает себе фишку, и наоборот, отдает фишку, если попадает на картинку с «плохим» поступком.

Еще одна дидактическая игра, ставящая перед собой целью формирование у детей адекватного отношения к поступкам окружающих (положительного к хорошим и отрицательного к плохим)«Оцени поступок». Правила игры: на грани куба размером не менее 10 см наклеены сюжетные картинки с различными ситуациями; дети по очереди бросают куб, рассказывают о том, что они видят на рисунке, нравится ли им поступки детей и почему; как бы они поступили в данной ситуации.

Итак, предложенная работа поможет детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их внешних проявлений, причин возникновения, воспитывает гуманные чувства, способствует формированию доброжелательных отношений к друзьям и окружающим. Дети смогут видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением, управлять собственными эмоциями. У них будет постепенно вырабатываться модель желательного поведения и негативное отношение к нежелательному поведению.

Публикации по теме инновационного педагогического опыта :

1. Статья «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам». Материалы региональной научно – практической конференции ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Основные направления модернизации современного дошкольного образования» 10.03.2005, стр. 86 – 89.

2. Статья «Решение проблем освоения основных направлений гуманной педагогики в дошкольном образовании через развитие социальных чувств». Материалы круглого стола ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «Школа и детский сад: проблемы преемственности» 18.10.2005, стр. 91 – 93.

3. Статья «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам». Материалы Республиканской дистанционной научно – практической конференции «Проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе» Министерства образования и науки республики Хакасия ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (26 мая 2010 г., стр. 219 – 220.

4. Статья «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам». Публикация материалов (описание пошаговой системы; планирование работы на среднюю, старшую и подготовительную группы). Журнал «Ребенок в детском саду» : 2010 г. № 3; № 4. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

Используемая литература:

1. Гаврина С. Е. «Учимся понимать друг друга», «Олма – пресс», М., 2002;

2. Данилина Т. А. «В мире детских эмоций», «Айрис Пресс», М., 2004;

3. Калинина Р. Р. «Тренинг личности дошкольника», изд. «Речь», С-П., 2001;

4. Чистякова Н. И. «Психогимнастика», М., 1990;

5. «Эмоциональное развитие дошкольников» (под ред. Кошелевой А. П., М., 1984.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание Нравственное воспитание- целенаправленное систематическое воздействие на сознание,чувства и поведение людей,формирующее у них моральные.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема педагогического проекта: «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 20:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД