Получи документы

«Природа Башкортостана». Конспект занятия, проведённого в старшей группе

Галия Шарипова
«Природа Башкортостана». Конспект занятия, проведённого в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: закрепить умение детей рассматривать картину, отвечая на вопросы воспитателя распространёнными предложениями рассказывать из личного опыта после образца и плана воспитателя, использовать в рассказе точный образный язык, не отступать от темы, указывая точное место и время действий, отражая эпизод своей жизни.

Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природе.

Публикация «„Природа Башкортостана“, Конспект занятия, проведённого в старшей группе» размещена в разделах

Методика изодеятельности: учить передавать в рисунке природу родного края, располагая предметы на всём листе, передавая в рисунке смысловую связь и пространственное отношение между ними. Продолжать учить определять цветовое решение рисунка в соответствии с временем года.

Материал: карточки с изображением лекарственных трав, растений; схем времён года; акварель, кисточки. Репродукции картин башкирских художников Р. М. Нурмухаметова "Зима" или Б. Домашникова "Снег выпал".

Ход занятияГде тёмные шумят леса,

Где воды кажут небеса,

Где блещет чёрной полосою

Под плугом тучная земля,

Цветут роскошные поля.

Ребята, в какой республике мы живём? А вам нравится природа нашего края? Природа Башкортостана очень богата и разнообразна. Какие деревья растут в наших лесах? (показ иллюстраций). А какие растения и кустарники растут? Орешник, калина,рябина, малина, смородина,костяника и др. (показ иллюстраций). А какие растения называются лекарственными? Мы даже иногда не замечаем, что под нашими ногами лежит аптека. Какие лекарственные растения вы знаете? Посмотрите, это подорожник. Кто знает, для чего его используют? Пользуются подорожником, когда появляется мозоль, больно укусил комар, а также при ожоге.

А вот растение- тысячелистник. Если к ране приложить свежие листочки этой травы, то кровотечение остановится, боль успокоится, рана заживёт. У следующего растения интересное название-пастушья сумка. Листья этого растения на севере используют вместо салата.

А как называются колючий кустарник с крупными розовыми ароматными цветками? Шиповник знаменит своими плодами. В них содержится много витаминов, которые нужны всем людям, но в первую очередь- детям, чтобы они стали сильными и здоровыми.

Вы собирали летом, лекарственные растения, ягоды вместе с мамой.

Давайте вспомним, как вы помогали мамам собирать лекарственные растения и ягоды. Когда я была маленькой, я каждое лето помогала маме собирать листы мать-и-мачехи, подорожника. Мы брали с собой ножницы и осторожно срезали листочки, чтобы не повредить корень. Ещё мы в лесу собирали душицу. Дома я помогала маме мыть листья и сушить. Зимой высушенные листья мы клали в чай. А когда я болела, мама заваривала мне чай из трав.

Понравился мой рассказ? А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

Вам надо придумать начало рассказа, затем рассказать о том что было дальше и чем всё это закончилось? С чего вы начнёте свой рассказ, о чём будете рассказывать потом, чем закончите? Рассказы детей.

Ребята, а чем покрыта вся земля? И в лесу, и на полях, и в городе- всюду земля покрыта снегом. Давайте рассмотрим картину И. Шишкина "Зима".Какой снег? (белый, пушистый, мохнатый, молочный, чистый, воздушный, искристый.). Что такое сугроб? Какие бывают? Каким бывает лес зимой (спящим, неподвижным, сказочным, волшебным).

Какими словами можно описать зиму? (волшебная, снежная,морозная, вьюжная,сверкающая).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку дня.

Словно белою косынкою

Подвязалася сосна.

По нагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

(С. Есенин)

Эту картину написал башкирский художник А. Бурзянцев, который очень любил родную природу. ("Зима").Подумайте и скажите:

· Что изображено на картине?

· Какими художник нарисовал красками снег, лес, небо?

· Какое название вы дали бы картине? Почему?

· Какое настроение у зимы на этой картине?

· Какие чувства она вызывает у вас?

Ребята, а давайте поиграем в игру "Когда это бывает?".

· Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает (весна)

· Солнце печёт. Липа цветёт. Рожь поспевает. Когда это бывает (лето)

· Снег на полях. Лёд на водах. Вьюга гуляет. Когда это бывает (зима)

· Утром мы во двор идём. Листья сыплются дождём, под ногами шелестят и летят,. летят,. летят. (осень)

Молодцы, все загадки отгадали. А сейчас давайте расскажем о любимом времени года. Чтобы легче было рассказать, я принесла схему.

Послушайте мой рассказ. Моё любимое время года- весна. Весной ярко светит солнце, небо чистое, ясное, голубое. Снег тает и открывается земля. На деревьях набухают почки. Люди начинают одевать облегчённую одежду. Звери радуются весне, многие пробуждаются от весенней спячки. Птицы громко и весело поют. Люди начинают работать на огородах. С наступлением весны всё в природе оживает.

Кто хочет рассказать про своё любимое время года (выход ребёнка, смотри на схему и рассказывай. Про какое время года ты хочешь нам рассказать Молодец.

Сейчас мы с вами выпьем чай из трав,а потом каждый нарисует свое

любимое время года.

Посмотрите на эти картины (Б. Домашников "Птицы улетают", "Снег выпал", "Черёмуха"; Р. М. Нурмухаметова "Зима"; А. Бурзянцев "Зима", "Горы весенние").

Как вы думаете, какое время года изобразили башкирские художники на этих картинах?

Какие цветы использовали, чтобы передавать настроение радости? К какому времени года это настроение подходит? А настроение грусти? В какой картине чувствуется? Почему художник грустил? Спросить 2-3 детей, что они будут рисовать? Какое время года? Какие цвета будут использованы в рисунке? С чего можно начать свою работу?

Показать детям, как приёмом размывки, быстро проведя широкой кистью по бумаге, заполнять фон. В процессе рисования проследить, как дети располагают изображение на листе бумаги, какие краски выбирают, почувствовали ли дети колорит времени года. Обратить внимание на приёмы рисования акварелью.

Рассмотреть детские работы. Предложить детям рассказать о своей работе:

· Какое время года изображено в рисунке?

Что нарисовал в своей картине?

· Как можно назвать картину?

· Какой день изображён в рисунке? Почему так думаете?

Предложить детям полюбоваться своими рисунками? отметить выразительное решение темы в разных рисунках.

(Во время работы детей включить грамзапись- П. И. Чайковского "Времена года").

Схема составления описательного рассказа детьми.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе) Программное содержание: Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя).

Перспективное планирование по развитию речи старших дошкольников Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе Сентябрь Неделя Вид, тема Цель Методическое обеспечение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Природа Башкортостана». Конспект занятия, проведённого в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2015 в 22:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Природа Башкортостана». Конспект занятия, проведённого в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Галия Шарипова (УИ 286531) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД