Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»

Кривцова Анастасия Сергеевна
Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»

Тема проекта: «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»

Организатор проекта: воспитатель

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, социальные партнеры.

Проблема:

Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о местах родного края. У детей недостаточная сформированы знания о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Западной Сибири Хантах и Манси, об эх традициях, обычаях, растительном и живом мире.

Актуальность проекта:

В Западной Сибири веками живут коренные народы: ненцы, ханты, манси, коми, селькупы и др. Народы Западной Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Мы знаем, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории, быту и культуре, необходимо начинать с детского сада.

Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою Родину. Используя в работе с дошкольниками краеведческие материалы, мы воспитываем у ребёнка патриотическое чувство, которое сохраниться на всю жизнь, и будет служить духовному развитию личности. С помощью краеведения дошкольники воспитываются на событиях, которые тесно связаны с историей природы родного края.

С помощью знакомства с историей, культурой, бытом людей, которые живут совсем рядом, мы можем лучше почувствовать свой родной край.

Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края –мы повышаем качество воспитания и обучения.

Цель:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Западной Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром. Формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных народов.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить детей с историей народов Западной Сибири.

- Формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины.

-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать толерантность.

- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.

- Воспитывать уважение к разным национальностям.

Развивающие:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.

- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы.

- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Западной Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство.

Этапы реализации проекта:

1 этап.

Подготовительный:

• Определение цели и задач проекта.

• Составление перспективного планирования.

• Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия

• Сбор информации из различных источников.

• Создание мультимедийных презентаций.

• Создание картотек: подвижных игр, бесед.

• Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.

• Подбор информации для консультации родителей.

• Обогащение развивающей среды в группе.

2 этап.

Практический:

• Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири;

• Разработка и реализация мини – проекта на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство».

• Посещения музея истории и этнографии;

• Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль»

3 этап.

Заключительный:

• Проведение итогового занятия;

• Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества;

• Организация мини музея на тему: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа».

Ожидаемый результат:

- Увеличение разработок, дидактического материала, методических памяток.

- У детей расширятся знания о коренных народах Западной Сибири.

- Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.

- Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве, творческие способности детей.

- Повысится активность родителей.

-В группе будет создан мини – музей: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа».

Взаимосвязь с образовательными областями:

Социально - коммуникативно развитие.

- воспитание любви и уважения к родному краю, его народам, природе, традициям и праздникам.

- формирование представления о социокультурных ценностях нашего народа;

- воспитания уважения и интереса к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

- расширение представлений о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

- совершенствование своих эмоционально-положительных проявлений в сюжетно-ролевых играх;

- посещение музея истории и этнографии.

- посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль».

Познавательное развитие:

- слушание рассказов о народах крайнего севера;

- рассматривание кукол в национальной одежде хантов и мансей

- просмотр фильмов о жилищах, праздниках, быте коренных народов Севера;

- беседы о культуре и быте народов Сибири;

Чтение художественной литературы:

Художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться.

- оформление уголка чтения (сказки, рассказы о народах Западной Сибири, сборники стихов о нашей родине, альбомы с иллюстрациями жизни хантыйского народа);

- занятия по ознакомлению с произведениями о нашей Родине, их авторами;

- проведение занятий по истории возникновения первых книг и книжной продукции народов ханты и манси;

- организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;

- взаимодействие с городской детской библиотекой;

Речевое развитие:

- отгадывание загадок о народах севера, их традициях и обычаях, животных и растительном ире.

- дидактические, словесные игры;

- разучивание стихов на хантыйском языке;

- рассказ по картинкам о нашем родном крае;

Художественно – эстетическое развитие (Музыка):

- прослушивание и пение песен о нашем родном крае;

- слушание хантыйской музыки;

- беседы на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси».

Физическое развитие:

- разучивание хантыйских народных игр (подвижные игры);

Художественное творчество:

- рисование (орнаменты и элементы одежды народов ханты и манси);

- пластилинография (животные и растения нашего края);

- аппликация (жилище северян)

- лепка по замыслу.

ПЛАН РАБОТЫ

(блочное планирование)

Природа Западной Сибири

• Цель: формирование экологической культуры детей.

• Форма организации: игры, беседы, экскурсии, походы и т. д.

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи: Знакомить детей с растительным миром (ель, берёзы, сосна, брусника, малина и др., животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ханты Мансийского округа (вода, песок, торф, болота, снег, дождь, явления природы). Задачи: Расширять представления о растительном мире (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, грибы, животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). Задачи: Расширять и углублять представления о растительном мире (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан, видах рыб (осётр, муксун, пыжьян).

Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).

Быт коренных народов Западной Сибири

Цель: знакомство детей с национальной одеждой, украшениями, предметами быта и их назначениями;

Форма организации: посещение музея истории и этнографии.

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи: Формировать представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми (аркан, люлька, берестяные туески) принадлежностями. Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской). Задачи: Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход).

Познакомить с национальной одеждой, с её украшениями.

Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы).

Задачи: Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта».

Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др.

Культура коренных народов Западной Сибири

• Цель: знакомство с фольклором народов Севера, с его собирателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т. д.); знакомство с творчеством национальных поэтов и писателей.

• Форма организации: театрализация; инсценировки сказок и легенд народов Севера; праздники

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи: Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. Задачи: Продолжать знакомить с фольклором северных народов.

Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их.

Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. Задачи: Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей.

Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.

Народное декоративно – прикладное искусство

• Цель: знакомство детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика; развитие интереса к произведениям мастеров народных промыслов, обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха).

Форма организации: мастер-класс по изготовлению куклы «Акань», изготовление поделок совместно с родителями.

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи: Знакомить детей с образцами народно – прикладного искусства хантов и мансей: кукла «нухуко» (ненецкая) кукла «акань» (хантыйская).

Аппликация из ткани, сукна.

Рисование и пластилинография орнаментов и узоров национальной одежды. Задачи: Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.

Плетение из шерстяных ниток, бисера.

Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха. Задачи: Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.

Украшения и их символика.

Работа с родителями

№ Форма работы Задачи

1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси.

2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера.

3. Анкетирование Сбор актуальной информации.

4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Сибири.

5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве.

6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.

7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края.

Календарно – тематический план работы педагога.

№ Форма работы Сроки

1. Определение цели и задач проекта.

Составление перспективного планирования.

Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия

Сбор информации из различных источников

сентябрь 2017г. –

октябрь 2017г.

2. Создание мультимедийных презентаций.

Создание картотек: подвижные игр, бесед.

Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.

Подбор информации для консультации родителей.

Обогащение развивающей среды в группе.

ноябрь 2017 г. –

декабрь 2017г.

3. Разработка проекта на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство».

Январь 2018г.

4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири. январь 2018г. –

апрель 2020г.

5. Реализация проекта на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». март 2018г. –

апрель 2018г.

6. Посещения музея истории и этнографии. апрель 2018г.

7. Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль». май 2018г.

8. Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» апрель 2018г. –

май 2018 г.

9. Проведение итогового занятия «Подарок народам Сибири своими руками». май 2018г.

10. Организация мини музея на тему: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа». 2018г. – 2020г.

Календарно – тематический план работы для детей средней группы (4-5 лет)

№ Тема Форма работы Сроки

1. Знакомство с родным краем. Беседы, показ иллюстраций, просмотр презентаций. январь

2. Народы ханты и манси. Рассказ, беседы, рассматривание картин, народного промысла. январь

3. «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?» Занятие, показ иллюстраций, дидактические и словесные игры. февраль

4. Северный фольклор. Прослушивание хантыйской музыки. февраль

5. «Народное декоративно – прикладное творчество»

«Одежда народов ханты и манси»

«Орнаменты и узоры одежды Хантов».

«Дом народов Севера» - Показ иллюстраций.

- Рассказ

- Рассматривание картин

- Просмотр презентации.

- Рисование орнаментов и узоров.

- Беседы

- Показ иллюстраций «Чум»

- Аппликация.

март

6. «Животный и растительный мир нашего края».

«Северный олень»

«Ягоды, грибы» - Рассказ

- Просмотр мультипликационных фильмов

- Чтение стихотворений о нашем родном крае

- Рассматривание картины оленя

- Пластилинография «Олень».

- Чтение художественной литературы

- Рисование не традиционным методом (ватные палочки) «Брусничка для гостей».

апрель

7. - Изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды.

- Музей истории и этнографии

- «Народное искусство - своими руками» -Мастер – класс

- Работа с родителями.

- Экскурсия.

- Выставка детского творчества.

апрель

Литература:

1. Югра: региональный журнал, 2013г. 2. Детские народы подвижные игры. //Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 1955г. 3. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера 2008г. 4. Сказки народов Севера// .составитель В. В. Винокурова Ю. А. Сем. – Л. ,Просвещение 1991г. 5. Край родной. Азбука краеведения – Екатеринбург 2001г. 6. Югория: Энциклопедия Ханты – Мансийского автономного округа. В 3 – х Ханты Мансийск 2000г. 7. Банников. В. Н., Петрук О. И. «Изобразительное искуство в национальной школе» - Ханты – Мансийск. Полиграфист 2005. 8. Гончарова Е. В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников доу/Ханты – Мансийск. Полиграфист. 2005 9. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды-Сердловс: Сред. – Урал. Кн. Изд-во 1985. 10. Хозяинова В. В. «Дидактический материал для занятий по декоративно – прикладному искусству: Методическое пособие. Под ред. Т. А. Полуниной И. Д. Ханты – Мансийск: ГУИПП Полиграфист 2001г. 11. Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки». Ханты – Мансийск. 1997г. 12. Ромбандеев. «Мансийские загадки» 1996г. 13. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г. 14. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г. 15. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург, 2000. 16. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной» 17. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв. ред. Л. Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

Интернет ресурсы: http://ds23.admhmansy.ru/upload/iblock/6d9/Картотека_игр_народов_ханты_и_манси. PDF

https://kulturologia.ru/blogs/031013/18947/

http://site-for-girls.ru/xanty-i-mansi-obychai-i-prazdniki/

http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm

Сетевое издание Информационный портал "Сибирь-инфо"

Приложение

Картотека бесед:

- «Знакомство с Родным краем»

- «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»

- «Мой родной город»

- «Растительный мир Западной Сибири»

- «Животный мир Западной Сибири»

- «Национальная одежда ханты и манси»

- «В гостях у бабушки Анико»

- «Праздники народов Севера»

- «Традиции ханты и манси»

- «Что мы знаем о фольклоре северян?»

- «Жилища и промыслы народов севера»

Картотека подвижных игр):

- «Северные олени»

- «Олени и пастух»

- «Куропатки и охотник»

- «Льдинки, ветер и мороз»- «Ручейки и озера»

- «Смелые ребята»

- «Рыбки»

Картотека словесных игр ;

Картотека стихов о Родном крае;

Картотека загадок ;

Иллюстрационный материал;

Мультимедийные презентации по темам;

Сборник аудио сказок;

Консультации для родителей;

Мини – проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство».

Прикреплённые файлы:

proekt_k4pnu.pptx | 637,89 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии» Март 2018 год «Опыт работы  по включению в региональный компонент рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских».

Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов СибириВоспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири «Воспитание детей старшего - дошкольного возраста на основе декоративно – прикладного искусства народов Сибири». Руководитель: Никитина.

Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа»Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»
Опубликовано: 10 августа 2018 в 11:31
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Правила дорожные детям знать положено»
Фотоотчёт «Правила дорожные детям знать положено» Уже стало доброй традицией сотрудничество нашего детского сада с работниками ГИБДД. 08. 08. 2018 наш...
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...