Папки-передвижки

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии» (3 фото)

Лариса Унагаева
Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»

Март 2018 год «Опыт работы  по включению в региональный компонент рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских»

(сл. 1) Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию опыт работы по включению в региональный компонент своей рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии».

Публикация «Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента „Культура и быт семейских Бурятии“» размещена в разделах

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»

(сл. 2) Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру народа, к которому он принадлежит и национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо возрождение и сохранение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

(сл. 3) В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего и перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Дошкольный возраст – сензетивный период для изучения исторического наследия своего народа, знакомства с культурой, фольклором, бытом, воспитания нравственных качеств, чувства патриотизма и толерантности. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своих детей и молодежи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов.

(сл. 4) Приобщение детей к народной культуре в данном случае семейского народа, для современного дошкольного образования является одним из приоритетных направлений. В ходе приобщения детей к народной культуре происходит не только ознакомление детей с традициями, обычаями, опытом заложенными в народной культуре, но и формирование положительного, ценностного отношения к ней.

Фото «Культура и быт семейских Бурятии»

(сл. 5) В своей программе я приобщаю детей как семейским, обычаям и традициям, так и к традициям бурятского и русского народов, но в этническом многообразии Бурятии среди русского, бурятского населения своим колоритом выделяется этнокультурная группа — «семейские». Программа посвящена ознакомлению дошкольников с историей семейского быта, устройством деревенской избы, семейскими традициями и искусством.

Новизна программы заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

(сл. 6) Цель программы : воспитывать чувство любви и уважения к национальной культуре, формировать познавательный интерес в процессе ознакомления с бытом и жизнью семейского народа, традициями, обычаями.

Задачи:

1. Познакомить детей с семейскими праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

2. Формировать познавательный интерес к семейскому творчеству через игровую деятельность.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с воспитателями и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий.

4. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к старшему поколению, испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности.

5. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для реализации программы был разработан план мероприятий :

• Подбор методической литературы;

• Создание предметно — развивающей среды;

• Оформление мини-музея семейского быта;

Взаимодействие детского сада и социума села: школьный (музей, (библиотека, родители;

• Встречи за круглым столом с родителями;

• Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам семейской культуры;

• Праздники, выставки;

• Беседы со старейшинами села.

(сл. 7) В процессе сбора материала в нашей группе был создан мини-музей «Доброе слово – семейские». Музей создан в результате общения, совместной работы детей, родителей и воспитателя. Наши ребята проводят экскурсии для младших групп.

(сл. 8) А так же мы посетили музей при школе. Детям было очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, деревянный стол, лавку, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор-плетень. После посещения музея были созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия ребята легко переходили к подражательству. Из пластилина, бумаги, картона они изготавливали понравившиеся предметы, а также вместе совместно со взрослыми изготавливались куклы тряпичные, куклы в русских костюмах.

(сл. 9) Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является универсальное дидактическое пособие лэпбук. И в ходе работы над программой нами было изготовлено дидактическое пособие лэпбук «Семейский калейдоскоп». Основа лэпбука создана мной, как педагогом, а дополнялась и совершенствовалась вместе с детьми и их родителями. Лэпбук помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает папку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский материал.

(сл. 10) С родителями проводились встречи, в процессах которых намечались ориентиры последующей совместной работы : сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также родители принимают участие в развлечениях, праздниках, музыкальных досугах. Я считаю, что созданные условия для совместной творческой деятельности и сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению, как педагогов, так родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

(сл. 11) Была организованна экскурсия в библиотеку школы, где проводилась беседа-дискуссия по теме «Хранители истории семейских». Дети познакомились с книгами, в которых хранится история и культура семейских. И как итог проведенного мероприятия была оформлена выставка детских рисунков, в которой дети отразили полученные знания и впечатления.

(сл. 12) Основной формой работы с детьми является организованная образовательная деятельность. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации ОД. Особое место в педагогическом процессе занимает речевое развитие. Была предусмотрена работа по знакомству детей с устным народным творчеством, познакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели их куклам. Организуются беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов семейского быта.

(сл. 13) Особое значение отводится знакомству детей с народными играми. Все игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Знакомство с игрой проходит через различные виды деятельности и охватывает все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа строится в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом.

(сл. 14) О жизни в старину детям нашего детского сада поведали и старейшины села, где они поделились опытом обустройства и ведения быта. Подобная совместная деятельность и беседы современных детей со старшим поколением способствуют сплоченности, пониманию и проявлению интереса к прошлому нашего наследия.

(сл. 15) В группе детского сада проведены тематические дни «К истории семейской культуры», «Веселье да смех у семейских для всех», в котором дети старшего дошкольного возраста поделились знаниями, полученными посредством организованной образовательной деятельности с младшими дошкольниками. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказали о традициях семейского народа, отражающих культуру, быт, обычаи в сопровождении игр.

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента - фото

(сл. 16) Ценность данного опыта работы заключается в том, что региональный компонент способствует развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к семейской истории и культуре. В ходе работы над программой дошкольники получают обширные знания об устройстве русской избы и быте семейских. У детей расширяется и обогащается словарный запас. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети становятся более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них формируется чувство любви к семейскому народу, традициям и такое важное качество, как толерантность ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty_arbhl.pptx | 11671,71 Кб
 
Публикации по теме:

­ Мультимедийная презентация «Культура и быт поморов» Тип урока: введение новых знаний Задачи: Образовательная задача: 1. Формирование понятия «поморы»; 2. Знакомство учащихся с историей, культурой.

Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ» МБДОУ Детский сад к. \в «Колокольчик» Доклад «Интегрированный.

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Краткосрочный проект в средней группе «Матушка Русь: быт, культура» ПРОЕКТ: «Матушка Русь – быт, культура» К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта.

Педагогический проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи» Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный с 01.03.2017г. по 31.03.2017г. Участники проекта:.

Конспект занятия по реализации удмуртского этнокультурного компонента «Моя малая Родина» Познание. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора. Тема. Моя малая родина. Цель. Дать представление о малой родине. Задачи.

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр»Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр» Цель: • Приобщать детей к традициям, культуре и быту народа Коми. • Прививать любовь к своей Родной Коми земле. Задачи: • Познакомить.

Сценарий развлечения с включением чувашского этнокультурного компонента «Осенний праздник» Оформление зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, дерево (клён, на которой висят шишки с загадками.

Сценарий утренника к 8 Марта в подготовительной группе «Волшебные бусы» с включением чеченского этнокультурного компонента Сценарий утренника, посвящённого празднику 8 марта в подготовительной группе «Волшебные бусы» Цели: Создать у детей и их родителей веселое.

Сценарий утренника к 8 Марта в старшей группе «Как звери Солнышко будили» с включением чеченского этнокультурного компонента Сценарий утренника, посвящённого празднику 8 марта в старшей группе «Как звери Солнышко будили» Цели: Приобщать детей к театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 17:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД