Получи документы

Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ

Татьяна Пьянзина
Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ

«Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

МБДОУ Детский сад к. \в «Колокольчик»

Доклад

«Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

Воспитатели: Пьянзина Т. А.

2018 г.

Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ

Публикация «Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ» размещена в разделах

В Законе «Об образовании» (ст. 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с особенностями местности проживания, его традициями. Он отвечает потребностям и интересам народов, проживающих на территории региона, позволяет организовать образовательную деятельность с учетом природных и климатических особенностей региона, национального (родного) языка, культуры и национальной литературы.

Сегодняшний момент дошкольного образования уникален в повышении интереса к личности ребенка дошкольного возраста, развитии у него потенциальных возможностей и способностей; в предъявлении качественно новых требований к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции.

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

ФГОС ДО выдвигают интегрированный подход к содержанию образования, как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса.

Интеграция в образовательном процессе не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние.

Региональный компонент сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.

Реализуется региональный компонент через образовательный процесс по двум основным организационным моделям, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей и предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет, обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования.

Региональный компонент направлен на всестороннее физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам мордовской национальной культуры, краеведения, изучения мордовского языка.

В направление «Физическое развитие» заложены начала формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой мордовского народа, является частью системы дошкольного образования. На занятиях по физической культуре дошкольники знакомятся с мордовскими играми, с их праздниками, традициями.

В содержании направления «Социально – коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на мордовском родном языке с взрослым и сверстниками, уровень общения на каждом возрастном этапе имеет своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования его самосознания.

В содержании направления «Речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к мордовскому языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно – коммуникационные технологии, аудио, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература.

В содержание «Познавательного развития» особо выделены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с мордовской историей, культурой, архитектурой, природой родного края.

Интеграция национальных ценностей и системы образования процесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.

Направление «Художественно – эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами мордовской национальной культуры. Включение мордовской национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.

Деятельность детей по реализации и освоению регионального компонента организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно –исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, восприятие художественной литературы, продуктивную) или их интеграцию с использованием разнообразных форм, проблемно – игровых ситуаций, чтение художественной - познавательной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность и др. выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется использовать комплексно – тематических подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей.

Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический, в связи с чем предлагается при освоении ее содержания использовать различные виды деятельности должны отражать систему образовательного содержания. Они могут расширяют и углубляют содержание примерной основной общеобразовательной программы, что, в свою очередь, позволяет удовлетворить образовательные потребности родителей, познавательный интерес детей, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, живущие в разной языковой среде, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды (неделя русского, мордовского языка и культур, центры национальной культуры и т. д.).

Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду, так и предметно – развивающую среду ребенка. Полезным представляется создание специальной комнаты для занятий мордовским языком. В такой комнате могут быть государственные символы РМ и РФ, фотографии города, столицы, красочные альбомы русского, мордовского декоративно – прикладного искусства, развивающие игры, различные детские рисунки, проекты, мнемосхемы, игрушки – герои сказок, детская художественная литература, аудио, видеозаписи и т. д.

При определенном построении образовательного процесса, образовательные задачи способны обогащать друг друга. Поэтому эти возможности взаимообогащения образовательных задач следует учитывать при планировании образовательного процесса.

Планирование образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфически детских видов деятельности вокруг единой темы. Инициатива в выборе темы может принадлежать педагогам, детям и их родителям. В качестве видов могут выступать тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного содержания реализуется в его самостоятельной деятельности.

Детские виды деятельности рекомендуется выстаивать таким образом, чтобы каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло по – новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность – позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно использовать полученные знания.

Планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми разного возраста имеет свою специфику. Если в младшей, средней, старшей возрастных группах образовательный процесс, строится преимущественно в свободных формах, то в подготовительной к школе группе значительное место занимают специально организованные обучающие занятия.

Использование на занятиях учебно–методического комплекта, введение учебно–игровой задачи способствуют, развитию элементов учебно-игровой задачи способствуют, развитию элементов учебной деятельности: умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать себя. Но при этом важно не преувеличивать роль организованного обучения. По особенностям возраста детям гораздо ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами, деятельность игрового и соревновательного характера.

Планируя содержание, важно предусмотреть использование разных форм взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. В прямом обучении воспитатель занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показывает символику города, рассказывает о его достопримечательностях, истории). Им необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще используется на разных этапах освоения, что зависит от специфики содержания и опыта детей. Ребенок развивается не только в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности.

Поэтому воспитателю важно организовать развивающую предметную среду в группе, стимулирующую процессы самостоятельного развития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.

Интегрированный поход в реализации мордовского регионального компонента в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует формированию у ребёнка интегративных качеств личности, которые позволят ему социализироваться в современном обществе и успешно

обучатся в школе.

Публикации по теме:

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС Подготовила: воспитатель Муравлёва Галина Алексеевна Одним из требований к реализации основной образовательной программы является условие.

Образовательный проект «Организация сотрудничества между ДОУ и социумом по реализации регионального компонента» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 муниципального образования Каневской район ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ.

Конспект занятия по реализации удмуртского этнокультурного компонента «Моя малая Родина» Познание. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора. Тема. Моя малая родина. Цель. Дать представление о малой родине. Задачи.

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр»Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр» Цель: • Приобщать детей к традициям, культуре и быту народа Коми. • Прививать любовь к своей Родной Коми земле. Задачи: • Познакомить.

Сценарий развлечения с включением чувашского этнокультурного компонента «Осенний праздник» Оформление зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, дерево (клён, на которой висят шишки с загадками.

Сценарий утренника к 8 Марта в подготовительной группе «Волшебные бусы» с включением чеченского этнокультурного компонента Сценарий утренника, посвящённого празднику 8 марта в подготовительной группе «Волшебные бусы» Цели: Создать у детей и их родителей веселое.

Сценарий утренника к 8 Марта в старшей группе «Как звери Солнышко будили» с включением чеченского этнокультурного компонента Сценарий утренника, посвящённого празднику 8 марта в старшей группе «Как звери Солнышко будили» Цели: Приобщать детей к театрализованной.

Системно-деятельный подход в ДОУ в рамках реализации ФГОС Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области. Системно – деятельный подход – это переход к построению стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 20:26
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД