Людмила Бурлакова
Проект «Природа глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность — это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться — страстно желающим что-то узнать. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных людей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Проект „Природа глазами детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта : Формирование знаний у детей о растительном мире.
Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.
Задачи:
• Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• воспитывать у детей любовное, заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения детей с окружающей средой;
• развивать творчество, воображение, мышление, внимание;
• способствовать взаимопониманию и взаимоуважению между педагогами, детьми и их родителями.
Практическая значимость:
Вид проекта : познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность годовой (с 09. 2014. по 05. 2015).
Участники: дети второй младшей группы «Бусинки», музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, коммуникация.
Этапы проекта :
• 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
• 2-й - собственно исследовательский: предварительная работа с детьми и их родителями, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
• 3-й - обобщающий (заключительный) : презентация проекта «Экологическая тропа» обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала по теме;
• подбор литературы по теме;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление уголка «Мир природы» в группе;
• создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
• наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьё й:
• Анкетирование родителей по теме.
• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
• Совместное творчество родителей с детьми из природного материала
Основные формы реализации проекта :
Занятия, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, игры, поисково - исследовательская деятельность, мини - выставки, коллаж "Дерево", развлечения, труд в цветнике и на огороде, создание коллекции "Мир природы", папки-передвижки и консультации для родителей.
План реализации проекта :
Период Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
Сентябрь *Сбор и анализ литературы по данной теме. Ст. воспитатель, воспитатель.
Составление плана работы. Воспитатель.
*Анкетирование родителей.
*папка-передвижка для родителей "Что такое экология".
*Сбор природного материала для коллекции "Мир природы". Ст. воспитатель,
воспитатель,
родители, дети.
*Разработка содержания проекта "Экологическая тропинка".
Изготовление сказочного «дерева» Ст. воспитатель, воспитатель, родители.
Основной этап
сентябрь Наблюдение за деревьями на участке детского сада.
Рассматривание деревьев на примере своего района (фотовыставка с мест семейного отдыха детей и родителей группы).
Работа с коллажем: на листе ватмана рисуем деревья разных пород
Стихи, потешки, загадки о деревьях
Работа с коллажем: рисуем желтый одуванчик.
Наблюдения за природой в дождливую погоду.
Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду.
Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?"(проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки).
Роль почвы для растений
Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду.
Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь (аппликация из цветной бумаги).
Чтение художественной, русской народной литературы о воде.
Серия опытов на выявление свойств воды (прозрачная, обладает текучестью, не имеет формы). Воспитатель, родители, дети.
октябрь Фотовыставка «Растения дома»
Рассмотреть почву на месте цветников и где растут деревья, сравнение
Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год»
Подвижные игры "
«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями»".
Работа с коллажем: клеем сухие листья на слой клея.
Занятие лепка "Осенний ковер из листьев" .
Экскурсия «Поход в лес».
Занятие лепка "Грибочки".
Театрализованное представление «Лесовичек»
Работа с коллажем - грибы (гуашь коричневого цвета).
«Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
«Насекомые - польза и вред»
Разучивание стихов: «У задумчивой березки»,
«Эта стройная сосна»,
«Грибы искать не просто», «Одуванчик». Родители,
дети, воспитатель,
музыкальный руководитель.
ноябрь 1. Серия наблюдений на участке за деревьями, кустарниками.
2. Дидактичесие игры: "От какого дерева листок?", "Раз, два, три - к дереву беги!", "Назови дерево", "Найди по описанию", "Назови растение", "От какого дерева шишка?", "Собери дерево"(на ковролине).
3. Занятие "Мир комнатных растений".
4. Хозяйственно бытовой труд в природе по уходу за комнатными растениями.
5. Аппликация из сухих листьев, трав "Осень наступила".
6. Эскурсия в парк. Урок мышления: " Верно ли выражение: "Растения живые. Почему?", "Что помогает растениям расти и развиваться?", "Почему деревья не падают?".
7. Коллаж - наклеиваем деревья, одуванчик с изображением корневой системы (аппликация с элементами рисования). Воспитатель, родители, дети.
декабрь Занятие рисование "Ай, да ёлочка - краса".
Рассмотреть плоды растений на участке (рябина, калина, шишки ели, сосны, лиственницы).
Исследование "Что спряталось в еловой шишке?"
Дидактическая игра "Коробка ощущений"(грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь). Исследование "Что спряталось внутри плода?".
Беседа "Зачем нужны плоды?"Опыт "Жёлуди - семена дуба". Сажаем желуди в горшочек с землей.
Словесная игра с мячом "Назови плод".
Экскурсия (наблюдение за дубом).
Коллаж "Почва"- "сеем"желуди (аппликация из цветной бумаги). Воспитатель, дети.
январь Познавательное занятие "Подземные жители"(земляные черви).
Мультфильм "Чудесное дерево"(серия м /ф "Лунтик").
Чтение рассказа Г. Блинова "Как Стобед обидел бабочку и что из этого вышло".
Беседа с детьми о земляных червяках и их пользе в почве.
Лепка "Земляные черви".
Коллаж "Почва"- наклеиваем "червей". Воспитатель, родители, дети.
февраль Чтение сказки Г. - Х. Андерсен "Дюймовочка".
Прогулка «Деревья» Изобразительная деятельность: рисование
Тема: “Деревья нашего детского сада”
Чтение экологической сказки Н. Рыжовой "Чей дом лучше?".
Создание книжки - малышки "Жизнь дерева".
Коллаж "Деревья"- рисуем скворечник на дереве.
Детская энциклопедия
"Птицы " роль скворечников.
Подвижная игра "Птички клюют".
Заселяем в коллаж птичку (аппликация)
Чтение В. Бианки.
Подвижные игры "Кот и мыши", "Мышеловка".
Чтение сказки В. Бианки "Сова". Воспитатель, родители, дети.
март Создание огорода на окне.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Посадка лука". Опыт "Лучшие условия для роста лука"(лук сажаем в почву, в воду, в мох; ведем дневник наблюдения).
Дидактическая игра "Вершки-корешки".
Посадка семян цветов на рассаду.
Создаём огород (аппликация "Овощи").
Беседа "Человек и земля".
изготовление поделок из природного материала Воспитатели, родители, дети.
апрель РМО "Русский фольклор как средство обогащения экологических знаний детей среднего возраста". Развлечение "День Земли".
Осуждение проблемы. Опавшие листья часто сжигают. Хорошо ли это?
Наблюдение за прошлогодними листьями в сравнении с засушенными осенними листьями.
Разучивание стихов: «У задумчивой березки»,
«Эта стройная сосна»,
«Грибы искать не просто», «Одуванчик». Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Завершающий этап
май Диагностика экологических знаний, умений, навыков детей.
Развлечение "Наш дом - природа"(с участием родителей).
Презентация проекта "Экологическая тропа". Дети, воспитатели, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель.