МААМ-картинки

Конспект занятия «Разделительный мягкий знак»

Евгения Иргашева
Конспект занятия «Разделительный мягкий знак»

Тема: Разделительный мягкий знак

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.

Сформировать умения различать две функции мягкого знака : разделительного и показателя мягкости.

Учить переносить слова с мягким знаком.

Публикация «Конспект занятия „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах

Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

умение проводить самооценку.

Коррекционно-воспитательные:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение работать в группе.

Метапредметные:

Регулятивные

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

Оборудование: презентация, учебник, конвертики с заданиями для 1 и 2 варианта

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

I. Организация начала урока. Создание психологического настроя.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II. Мотивация к учебной деятельности Слайд 1-2

Слайд 3

Слайд 4

Слайды 5-10

Слайд 11

Слайд 12 1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? знак)

Учитель: - Со всеми мягкий знак разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.

- А вы хотели бы иметь такого друга?

2. Минутка чистописания.

Для вас ь придумал новое задание,

Здесь спряталось чистописание!

- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, нам необходимо поработать в группах.

- Посчитайте количество букв и звуков в данных словах.

конь -

окуньки-

дверь-

письмо-

вьюга-

-Что общего во всех этих словах?

-Какое слово лишнее? Почему?

-Какая буква будет главной в минутке чистописания?

-Вспомним правило посадки…

Запись на доске и в тетради: нь рь ль дь вь

3. Словарная работа (картинный словарь)

- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки, вам надо посмотреть и записать, что это.

Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, картофель.

Самопроверка.

- Что общего во всех этих словах?

- Какую функцию он выполняет?

(ученик читает стихотворение)

Он очень вежлив мягкий знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

Дети считают количество букв и звуков в данных словах

4 б., 3 зв.

7б., 6 зв.

5б., 4 зв.

6 б., 5 зв.

5б., 5 зв.

- Во всех словах есть мягкий знак

-Слово вьюга, потому что в нём 5б. и 5зв.

(ученица читает стих)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа в тетрадях

- Во всех словах есть мягкий знак

-Обозначат мягкость согласной перед ним Регулятивные

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд 14 -Что изображено на картинке? Слайд 13

-А на другой?

- Правильно ли я подписала картинки (семя-семья)

-А знаем ли мы, зачем здесь нужен ь знак? Ответы детей:

-Семья

-Семя

-Правильно, знаем что нужен мягкий знак Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 15-16 1.

полёт стрижей польёт цветы

Аналогично проводится работа по учебнику с. 31 со словами полю грядки-полью грядки, солю капусту-солью воду Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

V. Реализация построенного проекта

Наблюдение над разделительным мягким знаком.

- Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется ь, исследуя слова: льют, хлопья, ружьё, платье, воробьи.

Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах?

(Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя)

Ответы детей:

-Мягкий знак пишется перед согласной буквой, он служит для мягкости Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 17-26 1. Игра «Отгадай загадку»

- Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу и очень любит придумывать разные задания.

- Отгадайте загадки:

1. Расцвели ромашки

Летом на Наташке.

На маленьком карманчике

Желтеют одуванчики. платье

2. На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … льёт

3. У метели есть подруга,

Звать подружку эту. вьюга

4. Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка

А на ней щетинка. Кто это? свинья

5. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. муравьи

-Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.

-Найдите в загадке и назовите слова с разделительным мягким знаком.

2. Работа над правилом

-Откройтем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.

3. Работа со схемой

(схема)

Е

Ё

Ь Ю

Я

И

Физминутка.

-А на улице мороз,

Ну-ка, все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, все взялись за уши!

Покрутили, повертели

Вот и ушки отогрели.

Головою покачали

Раз-два,раз-два!

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали!

-Продолжим играть дальше. Я называю слово с ь. Если вы считаете, что это разделительный ь – то приседаете, ели нет – прыгаете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья.

- Вот и погрелись… Дети отгадывают загадки, проверяется на слайдах.

Работа в учебниках.

Дети выполняют физминутку.

Не садясь за парты дети продолжают работу, после физминутки. Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уч. с. 32 упр 53 (с комментированием)

Работа в учебнике, с комментированием Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 27

Слайд 28 1. Знакомство со словарным словом обезьяна.

-Как вы думаете, а почему у нас на уроке появился этот зверёк?

Обезьяна-4слога

2. Работа в парах (на партах конвертик с заданием, работа по вариантам)

- У вас на столах лежат домики.

-Для 1 варианта нужно выбрать и записать слова с мягким знаком-показателем мягкости, а для 2 варианта-слова с ь знаком разделительным.

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.

- Потому что в этом слове есть мягкий знак.

Прошёл год красной обезьяны

Дети выполняют задание в парах.

Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

IХ. Домашнее задание:

Слайд 29 Всем выучить правило,

1 группа- упр. 55

2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком Проговаривают правило

Записывают задание Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 30 - Где пишется разделительный мягкий знак?

-Оцените свою работу, используя смайликов.

- Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был ь знак.

Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам! Ответы детей:

-Мягкий знак пишется перед согласной. Познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ПДД «Подбери знак»Дидактическая игра по ПДД «Подбери знак» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила. Также правила поведения необходимо соблюдать и в дорожно-транспортной.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сложение. Знак плюс» Программные задачи О. : познакомить детей с математическим действием сложением и знаком плюс; учить детей записывать и решать примеры на.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему «Буква мягкий знак» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО.

Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак» Цель: Закрепить знания детей о мягком знаке Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ»Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ» 1. Игровое упражнение «Ехала машина.» Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы.

Консультация для родителей «Мягкий друг детей» Родители очень часто покупают мягкие игрушки детям. Многие дети такие игрушки просто обожают. А если вспомнить, ведь и у нас в детстве были.

Мягкий вязаный конструктор «Полоски»Мягкий вязаный конструктор «Полоски» Цель:Формирование умения создавать различные модели по образцу, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Задачи:.

Проект «Агитбригада «Дорожный знак-2018»Проект «Агитбригада «Дорожный знак-2018» Материал подготовили: Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Заводчикова Н. Б., Фоменко А. В. – воспитатели. Цель проекта – закрепление.

Прогулка в подготовительной группе в феврале «Мягкий снег» Прогулка в подготовительной группе в феврале Тема: «Мягкий снег» Цель: закрепить знания детей о свойствах снега. Задачи: Узнать, что такое.

Мягкий цветной сенсорный игровой модульМягкий цветной сенсорный игровой модуль Мягкий цветной сенсорный игровой модуль (от 3 лет) Развиваем: сенсорику, крупную моторику, память, внимание, ритмику, умение держать внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Разделительный мягкий знак»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 16:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД