Евгения Иргашева
Конспект занятия «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Разделительный мягкий знак
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
Сформировать умения различать две функции мягкого знака : разделительного и показателя мягкости.
Учить переносить слова с мягким знаком.
Публикация «Конспект занятия „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах
Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
умение проводить самооценку.
Коррекционно-воспитательные:
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
развитие умения слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение работать в группе.
Метапредметные:
Регулятивные
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
Оборудование: презентация, учебник, конвертики с заданиями для 1 и 2 варианта
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организация начала урока. Создание психологического настроя.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Мотивация к учебной деятельности Слайд 1-2
Слайд 3
Слайд 4
Слайды 5-10
Слайд 11
Слайд 12 1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.
- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь знак)
Учитель: - Со всеми мягкий знак разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.
- А вы хотели бы иметь такого друга?
2. Минутка чистописания.
Для вас ь придумал новое задание,
Здесь спряталось чистописание!
- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, нам необходимо поработать в группах.
- Посчитайте количество букв и звуков в данных словах.
конь -
окуньки-
дверь-
письмо-
вьюга-
-Что общего во всех этих словах?
-Какое слово лишнее? Почему?
-Какая буква будет главной в минутке чистописания?
-Вспомним правило посадки…
Запись на доске и в тетради: нь рь ль дь вь
3. Словарная работа (картинный словарь)
- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки, вам надо посмотреть и записать, что это.
Коньки, тетрадь, пальто, медведь, морковь, картофель.
Самопроверка.
- Что общего во всех этих словах?
- Какую функцию он выполняет?
(ученик читает стихотворение)
Он очень вежлив мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Во всем старается помочь.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
Дети считают количество букв и звуков в данных словах
4 б., 3 зв.
7б., 6 зв.
5б., 4 зв.
6 б., 5 зв.
5б., 5 зв.
- Во всех словах есть мягкий знак
-Слово вьюга, потому что в нём 5б. и 5зв.
(ученица читает стих)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Работа в тетрадях
- Во всех словах есть мягкий знак
-Обозначат мягкость согласной перед ним Регулятивные
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Слайд 14 -Что изображено на картинке? Слайд 13
-А на другой?
- Правильно ли я подписала картинки (семя-семья)
-А знаем ли мы, зачем здесь нужен ь знак? Ответы детей:
-Семья
-Семя
-Правильно, знаем что нужен мягкий знак Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 15-16 1.
полёт стрижей польёт цветы
Аналогично проводится работа по учебнику с. 31 со словами полю грядки-полью грядки, солю капусту-солью воду Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
V. Реализация построенного проекта
Наблюдение над разделительным мягким знаком.
- Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется ь, исследуя слова: льют, хлопья, ружьё, платье, воробьи.
Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах?
(Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя)
Ответы детей:
-Мягкий знак пишется перед согласной буквой, он служит для мягкости Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Слайд 17-26 1. Игра «Отгадай загадку»
- Мы с вами сказали, что мягкий знак живёт почти в самом лесу и очень любит придумывать разные задания.
- Отгадайте загадки:
1. Расцвели ромашки
Летом на Наташке.
На маленьком карманчике
Желтеют одуванчики. платье
2. На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … льёт
3. У метели есть подруга,
Звать подружку эту. вьюга
4. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка
А на ней щетинка. Кто это? свинья
5. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. муравьи
-Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.
-Найдите в загадке и назовите слова с разделительным мягким знаком.
2. Работа над правилом
-Откройтем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.
3. Работа со схемой
(схема)
Е
Ё
Ь Ю
Я
И
Физминутка.
-А на улице мороз,
Ну-ка, все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши!
Покрутили, повертели
Вот и ушки отогрели.
Головою покачали
Раз-два,раз-два!
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали!
-Продолжим играть дальше. Я называю слово с ь. Если вы считаете, что это разделительный ь – то приседаете, ели нет – прыгаете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья.
- Вот и погрелись… Дети отгадывают загадки, проверяется на слайдах.
Работа в учебниках.
Дети выполняют физминутку.
Не садясь за парты дети продолжают работу, после физминутки. Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уч. с. 32 упр 53 (с комментированием)
Работа в учебнике, с комментированием Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Слайд 27
Слайд 28 1. Знакомство со словарным словом обезьяна.
-Как вы думаете, а почему у нас на уроке появился этот зверёк?
Обезьяна-4слога
2. Работа в парах (на партах конвертик с заданием, работа по вариантам)
- У вас на столах лежат домики.
-Для 1 варианта нужно выбрать и записать слова с мягким знаком-показателем мягкости, а для 2 варианта-слова с ь знаком разделительным.
Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.
- Потому что в этом слове есть мягкий знак.
Прошёл год красной обезьяны
Дети выполняют задание в парах.
Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
IХ. Домашнее задание:
Слайд 29 Всем выучить правило,
1 группа- упр. 55
2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком Проговаривают правило
Записывают задание Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 30 - Где пишется разделительный мягкий знак?
-Оцените свою работу, используя смайликов.
- Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был ь знак.
Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам! Ответы детей:
-Мягкий знак пишется перед согласной. Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.