Приложение МААМ

«Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик»

Марина Секисова
«Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик

«Не уставай искать ответа

На то, на что ответа нет.

В «неотвечаемости» этой

Уже содержится ответ»

(М. Телегин)

Важным условием вовлечения дошкольников всех возрастов в речевое взаимодействие (диалог, необходимо создание интерактивных ситуаций, способствующих говорению, направленных на формирование интеллектуально – речевых навыков. С этой целью применимы упражнения, заимствованные из программы «Воспитательный диалог», под редакцией М. Телегина, целью, которой является:

Публикация «„Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик“» размещена в разделах

1. Разрушение личностного эгоцентризма (научиться слышать и слушать других). Эгоцентризм «умирает» в беседе, диалоге, в споре, в столкновении мнений и ценностей.

2. Формирование основ логически корректного мышления (умение сравнивать – находить нечто общее, различное; обобщать – обнаруживать общие признаки, умение выносить суждения, делать умозаключения).

3. Развитие речи и коммуникативных навыков (дети учатся подбирать слова, строить фразы для вербального воплощения своих мыслей при погружении в коммуникативную среду).

4. Формирование рефлексивного компонента в мышлении (каждое высказывание ребёнка должно сопровождаться важнейшим для рефлексии вопросом) : - «А почему ты так думаешь?», - «Я думаю так, потому что….» - это «потому что» и есть ворота в рефлексию. Т. е. человек, умеющий мыслить рефлексивно, может менять, управлять своим поведением.

Наибольший эффект, при вовлечении детей в активное говорение, дают интерактивные ситуации со следующими характеристиками:

Ситуации, направленные на переживание детьми личного опыта.

Ситуации, предлагающие интересную, «захватывающую» информацию, вызывающую эмоциональный «шквал».

Ситуации, требующие решения, в которых ребёнок выступает в качестве помощника кому – то другому.

Ситуации, побуждающие к протесту и опровержению сказанного (например,

ситуация абсурда).

Применение интеллектуально – речевых техник и методик при формировании речевых способностей.

Интеллектуально – развивающие, провоцирующие, будоражащие воображение ситуации, являются необходимой основой для применения методик и техник, способствующих формированию речевых способностей детей в ДОУ.

Активизирующие техники и методики, с помощью которых может быть создана ситуация, способствующая формированию речи :

Активизирующие техники и их назначение при формировании речевых способностей Примеры применения

Абсурд – предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде. Это бегемот.

А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот.

Провокация – пробуждение словами или действиями, или наглядными средствами вступить в обсуждение, высказаться. Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать.

Интерпретация – предложение сказать об этом по – другому. Улица – это линия, по которой стоят дома.

Это дома, расположенные вдоль дороги.

А ещё что?

Побуждение к сравнению и умозаключению – сопоставление по существенным признакам, обобщение понимания словами. Чайник и кастрюля чем-нибудь отличаются друг от друга или они одинаковые?

Значит, чайник – это….

Кастрюля – это….

Проектирование – планирование деятельности средствами обсуждения, при определении условий, при которых результат будет достигнут. А давайте, построим дворец для Снежной королевы.

Какой это будет дворец? Что будет во дворце? Что нам необходимо для работы?

Кто за какую работу возьмётся?

Моделирование – выведение на понимание основных характеристик объекта, предмета, явлений, ситуаций, процессов. Описание моделей, а так же изображение с комментированием. Мы сегодня будем рисовать детский бассейн.

Что должно быть обязательным в бассейне?

Зачем это нужно? Что ещё можно добавить?

Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своём рисунке.

Конструирование – составление из частей целого словесным способом (составление сказки по картинкам, рассказа по ситуации и др.) Соедините части деталей так, что бы у вас получилась бабочка. Расскажите, как вы догадались. Что эти части подходят?

Составьте из этих кубиков дом.

Ассоциация – основаны, на творческом воображении уже существующих объектов окружающего мира. Что вам напоминает кора берёзы?

Когда я говорю слово: «Радость», о чём вы думаете?

Аналогия – поиск и словесное обсуждение таких же точно или очень похожих объектов, ситуаций, действий. Кто видел, как мама дома пересаживает цветы? А как она это делала? Расскажите. Сейчас мы то же самое будем делать с нашими цветами.

Эвристическое фантазирование – создание своих объектов, ситуаций, явлений, которых в природе может и не быть. Представьте, что вы попали на другую планету. Там всё выглядит по – другому. Опишите, что вы видите.

Невозможно продуктивно развивать речь, отдельно от общения или при недостаточном общении детей между собой или с взрослыми. Именно общение является связующим звеном (мостом) между пусть небольшим, но личностным опытом ребёнка и формируемыми речевыми способностями.

В ходе совместного общения средствами речи формируются, такие важные для человека способности, как:

встать на позицию «другого» говорящего;

договариваться о способах действий и распределении материалов;

реализовывать культурные нормы общения;

участвовать в диалогах и спорах;

само реализовываться речевыми средствами;

использовать речь, как технологию познания окружающего мира;

другое.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра «Самый умный» Интеллектуальная игра "Самый умный" .Очень интересная игра для детей. Участники делятся на три команды. Игра состоит из трёх туров:1 тур,2.

План индивидуального развития учителя-логопеда Тема самообразования:«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста»Цель:разработать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик»
Опубликовано: 15 июля 2014 в 18:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Секисова (УИ 74502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД