Марина Секисова
«Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик
«Не уставай искать ответа
На то, на что ответа нет.
В «неотвечаемости» этой
Уже содержится ответ»
(М. Телегин)
Важным условием вовлечения дошкольников всех возрастов в речевое взаимодействие (диалог, необходимо создание интерактивных ситуаций, способствующих говорению, направленных на формирование интеллектуально – речевых навыков. С этой целью применимы упражнения, заимствованные из программы «Воспитательный диалог», под редакцией М. Телегина, целью, которой является:
Публикация «„Развитие речи средствами интеллектуально-развивающих методик“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
1. Разрушение личностного эгоцентризма (научиться слышать и слушать других). Эгоцентризм «умирает» в беседе, диалоге, в споре, в столкновении мнений и ценностей.
2. Формирование основ логически корректного мышления (умение сравнивать – находить нечто общее, различное; обобщать – обнаруживать общие признаки, умение выносить суждения, делать умозаключения).
3. Развитие речи и коммуникативных навыков (дети учатся подбирать слова, строить фразы для вербального воплощения своих мыслей при погружении в коммуникативную среду).
4. Формирование рефлексивного компонента в мышлении (каждое высказывание ребёнка должно сопровождаться важнейшим для рефлексии вопросом) : - «А почему ты так думаешь?», - «Я думаю так, потому что….» - это «потому что» и есть ворота в рефлексию. Т. е. человек, умеющий мыслить рефлексивно, может менять, управлять своим поведением.
Наибольший эффект, при вовлечении детей в активное говорение, дают интерактивные ситуации со следующими характеристиками:
Ситуации, направленные на переживание детьми личного опыта.
Ситуации, предлагающие интересную, «захватывающую» информацию, вызывающую эмоциональный «шквал».
Ситуации, требующие решения, в которых ребёнок выступает в качестве помощника кому – то другому.
Ситуации, побуждающие к протесту и опровержению сказанного (например,
ситуация абсурда).
Применение интеллектуально – речевых техник и методик при формировании речевых способностей.
Интеллектуально – развивающие, провоцирующие, будоражащие воображение ситуации, являются необходимой основой для применения методик и техник, способствующих формированию речевых способностей детей в ДОУ.
Активизирующие техники и методики, с помощью которых может быть создана ситуация, способствующая формированию речи :
Активизирующие техники и их назначение при формировании речевых способностей Примеры применения
Абсурд – предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде. Это бегемот.
А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот.
Провокация – пробуждение словами или действиями, или наглядными средствами вступить в обсуждение, высказаться. Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать.
Интерпретация – предложение сказать об этом по – другому. Улица – это линия, по которой стоят дома.
Это дома, расположенные вдоль дороги.
А ещё что?
Побуждение к сравнению и умозаключению – сопоставление по существенным признакам, обобщение понимания словами. Чайник и кастрюля чем-нибудь отличаются друг от друга или они одинаковые?
Значит, чайник – это….
Кастрюля – это….
Проектирование – планирование деятельности средствами обсуждения, при определении условий, при которых результат будет достигнут. А давайте, построим дворец для Снежной королевы.
Какой это будет дворец? Что будет во дворце? Что нам необходимо для работы?
Кто за какую работу возьмётся?
Моделирование – выведение на понимание основных характеристик объекта, предмета, явлений, ситуаций, процессов. Описание моделей, а так же изображение с комментированием. Мы сегодня будем рисовать детский бассейн.
Что должно быть обязательным в бассейне?
Зачем это нужно? Что ещё можно добавить?
Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своём рисунке.
Конструирование – составление из частей целого словесным способом (составление сказки по картинкам, рассказа по ситуации и др.) Соедините части деталей так, что бы у вас получилась бабочка. Расскажите, как вы догадались. Что эти части подходят?
Составьте из этих кубиков дом.
Ассоциация – основаны, на творческом воображении уже существующих объектов окружающего мира. Что вам напоминает кора берёзы?
Когда я говорю слово: «Радость», о чём вы думаете?
Аналогия – поиск и словесное обсуждение таких же точно или очень похожих объектов, ситуаций, действий. Кто видел, как мама дома пересаживает цветы? А как она это делала? Расскажите. Сейчас мы то же самое будем делать с нашими цветами.
Эвристическое фантазирование – создание своих объектов, ситуаций, явлений, которых в природе может и не быть. Представьте, что вы попали на другую планету. Там всё выглядит по – другому. Опишите, что вы видите.
Невозможно продуктивно развивать речь, отдельно от общения или при недостаточном общении детей между собой или с взрослыми. Именно общение является связующим звеном (мостом) между пусть небольшим, но личностным опытом ребёнка и формируемыми речевыми способностями.
В ходе совместного общения средствами речи формируются, такие важные для человека способности, как:
встать на позицию «другого» говорящего;
договариваться о способах действий и распределении материалов;
реализовывать культурные нормы общения;
участвовать в диалогах и спорах;
само реализовываться речевыми средствами;
использовать речь, как технологию познания окружающего мира;
другое.