Светлана Макарова
Проект по развитию творческих способностей детей 5–6 лет посредством театрализованной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий, групповой. Долгосрочный сентябрь-май 2017 г. -2018г
Участники: дети, воспитатель.
Продукт объекта: итоговое мероприятие – Выпуск групповой газеты «Дошколёнок». Показ сказки «Заюшкина избушка», «Цирк», создание презентации.
Проблемы, требующие решения: детские страхи, заторможенность, у других детей, наоборот, развязность и суетливость; отсутствие навыков произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь у дошкольников.
Публикация «Проект по развитию творческих способностей детей 5–6 лет посредством театрализованной деятельности,» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пути решения данной проблемы: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению – через игру, фантазирование, сочинительство.
Цель: Развивать и поддерживать интерес у детей к театру, создавать творческое настроение от инсценировки сказки.
Задачи:
1. Развивать умение создавать образы животных с помощью выразительных движений.
2. Воспитывать уверенность в себе, взаимодействовать в коллективе.
3. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь.
Подготовительный этап
Упражнения:
1. На выразительность (громко - тихо, подкрадись к спящему
зверю, поплачь как зайчик, зарычи как медведь, поймай бабочку)
2. На выразительность мимики (сердитый дедушка, мне грустно)
3. Рассказ воспитателя о театре. 27 марта отмечается День театра. 14 декабря 2016 г в центральной Библиотеке «Дом книги» состоялась презентация «Жил в городе театр».
В 1814 г Иван Баташов построил здание театра в Выксе
4. Чтение сказок: «Под грибом», «Волк и семеро козлят»
Этюды «Играем в театр»
Цель: Создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности
Задачи:
• Развитие творческих способностей
• Развитие коммуникативных качеств
• Нравственное воспитание
• Формирование чувства успешной самореализации
• Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых
Участники:
• Дети, воспитататель
• Родители
Сроки реализации: сентябрь - май
Ожидаемые результаты: Постановка сказки Е. Тиличеевой «Зайцы и Лиса» (сборник «Музыкальные игры, Заюшкина избушка. Вежливое слово.
В результате у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности. Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность поспособствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми.
Этапы внедрения
1. Знакомство с театром
Дети:
• просмотр видео материалов и презентаций, посвященных театру
• беседы о культуре поведения в театре
• знакомство с театральными профессиями
Воспитатели, педагоги: подбор дидактических материалов по теме «Театр»
Работа с родителями:
• информационный стенд «Наши театры»Неделя театра.
• консультация «Театральная культура»
2. Знакомство с литературным источником
Работа с детьми:
• чтение сказок
• выбор сказки для постановки
• обсуждение характеров героев/персонажей
• мораль сказки (поучительный смысл)
• знакомство с музыкальными характеристиками героев (муз. материал Е. Тиличеевой)
• рисование героев сказки, лепка
• изготовление афиши, билетов, программок
Работа с педагогами, воспитателями:
• обсуждение сценария
• работа над литературным источником (правка) в соответствии с программными требованиями развития дошкольников
• изготовление макета сказки
Работа с родителями:
• знакомство с творчеством Е. Тиличеевой, автором сказки «Зайцы и Лиса»
• беседа о значении театрализованной деятельности в развитии личности дошкольников
• консультация для родительских уголков «Как привить детям интерес к театру?
3. Работа над спектаклем
Совместная деятельность с детьми :
• подготовительные этюды, упражнения
• распределение ролей
• разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика,
• разучивание музыкальных номеров
• работа над выразительностью движений, характерных для данного героя
• работа над сценической культурой
• репетиции индивидуальные, подгрупповые, объединенные
Воспитатели, педагоги:
• подготовка (изготовление) декораций, атрибутов, костюмов
• подбор музыкального материала
• обсуждение грима
Работа с Родителями:
• подготовка/изготовление декораций, атрибутов, костюмов
• беседы о важности систематичности занятий с детьми
4. Демонстрация результатов работы
Дети:
• сюжетно – ролевая игра «Театр» Цирк
• показ спектакля для родителей на Осеннем празднике
• показ спектакля в рамках «Недели театра» для всех воспитанников ДОУ
Воспитатели, педагоги:
• выставка детских работ
• организационные вопросы, связанные с выступлением детей
Работа с родителями:
• консультация «Искусство быть зрителем»
• видео/фотосъемка детского спектакля
• выставка фотографий «Лесенка успеха» - об участии в детей спектакле
5. Анализ результатов работы
Воспитатели, педагоги:
• поощрение детей участников спектакля
• обсуждение итогов проекта на педагогическом совете
Работа с родителями:
• анкетирование родителей по результатам работы
• сбор отзывов
Приложение:
«Неделя театра»
День показа сказки всем возрастным группам ДОУ
Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»
Дети – зрители (в сопровождении воспитателей) отправляются в назначенное время на просмотр спектакля «Зайцы и Лиса». По пути они рассматривают афишу, рисунки, выставку «Пластилиновая сказка» (демонстрация детских работ.
Подходят к бутафорской кассе, где их встречает ребенок – кассир
Кассир: Здравствуйте, ребята!
Дети и воспитатель: Здравствуйте! Мы хотим купить билеты в театр, на сегодняшний спектакль!
Кассир: Билеты у нас не продаются, они за отгадку даются!
Воспитатель: Как это «за отгадку»?
Кассир: Если мои загадки отгадаете – то билеты в театр получаете!
Кассир зачитывает детям загадки о сказках:
1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
3. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Зайкина избушка)
4. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)
5. Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)
6. По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра.
(По щучьему веленью)
7. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
8. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)
9. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился. (Колобок)
Кассир: Молодцы, хвалю, ребятки! Отгадали все загадки.
Вот билеты - …получите! К нам в театр проходите!
Кассир вручает детям билеты, которые заранее были изготовлены группой детей в свободной деятельности.
Дети: Спасибо!
Кассир: Добро пожаловать на сказочное представление!
У входа в «театральный» зал зрителей встречает ребенок - билетер.
В зале: звучит театральный звонок.
Воспитатель проводит беседу с детьми: Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть в нашем музыкальном зале! Сегодня мы будем играть «В театр». Кто - нибудь из Вас ходил в настоящий театр? Как он назывался? А что такое «театр»? Знаете ли вы, что у нас в детском саду тоже есть ТЕАТР? Где он находится? (В музыкальном зале). Он называется «Волшебная страна». Здесь всё, как в настоящем театре! Есть сцена, зрительские ряды, декорации, кулисы, гримерная, костюмерная …. И даже театральный звонок. Слышите? (звучит второй звонок) А сколько раз в театре «подают» звонок? Первый звонок вы слышали перед тем, как я поздоровалась с вами. Что означает каждый звонок? (дети отвечают). Правильно. До начала спектакля зрители находятся в фойе театра, а с первым звонком открываются двери в зрительный зал и гости могут занять места в соответствии с купленными билетами. Второй звонок в большей мере предназначен для артистов, он требует быть готовыми к выходу на сцену. Третий звонок оповещает о начале театрализованного действия.
А как нужно вести себя во время спектакля? (ответы детей)
Детям показывают презентацию «Правила поведения в театре», в ходе которой они запоминают «азы» театрального этикета и отвечают на вопросы в форме «выбери правильный ответ».
воспитатель: Сегодня мы с вами увидим сказку Елены Тиличеевой - «Зайцы и Лиса». А сыграют ее юные актеры из старшей группы
Звучит третий звонок: Звенит звонок, Заливается – наша сказка начинается!
Дети смотрят спектакль «Зайцы и Лиса»
По окончании спектакля воспитатель проводит с детьми короткую беседу на тему «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Дети рассказывают, чему научила их сказка. Ведущий подводит мораль сказки:
1. В дом «чужих» нельзя пускать,
это должен каждый знать!
2. Без друзей нам не прожить,
Дружбой нужно дорожить.
Основной этап
1. Экскурсия в библиотеку «Где живут книги».
2. Оформление книг «Сочиняем сами».
3. Выбор сказки: «Заюшкина избушка»
4. Распределение ролей: Лиза-рассказчица,
Камила - зайчик, Карина - Лиса, Соня-медведь, Даша-петушок.
5. Работа с текстом, куклами.
Заключительный этап
1. Показ сказки в детском саду
2. Написание письма друзьям из соседнего детского сада о наших театральных новостях
3. В ходе проекта разработаны игры для детей с затруднениями в общении: «Найди друга», «Комплименты», «Передай улыбку», «Поводыри».
Игры на повышение уверенности в себе: «Неваляшка», «Маски».
Выпуск групповой газеты «Дошколенок». Выставка рисунков по сказкам «В гостях у сказки».
4. Родительское собрание на тему: «Растим любознательных»
5. Консультация для родителей «Как развить воображение у детей».
6. Советы для родителей «Правила общения».
7. Доклад ля воспитателей Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Этот волшебный мир театра»
2
Пути реализации проекта :
- Изучение литературы
- Насыщение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО
- Выступления с опытом работы на пед. совете ДОУ
- Публикация педагогического опыта на страницах сетевых педагогических сообществ
Ведущая педагогическая идея:
Развитие ребенка, как активной и творческой личности в процессе театрализованной деятельности с детьми.
Основа взаимодействия с детьми:
• Театрализованные игры :
- Регламентируемая образовательная деятельность
- Свободная совместная деятельность детей и взрослых
Распространение практических достижений:
1. Педагогам: семинар, педсовет.
2. Детям: развивающая предметная среда.
3. Родителям: рекомендации, открытые просмотры.
4. Педагогическое сообщество: Образовательный портал МААМ. RU
(публикация опыта работы).
Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности :
1. Художественно-эстетическое развитие (музыкальное сопровождение, ритмопластика)
2. Речевое развитие (монологическая и диалогическая речь, выразительность речи)
3. Познавательное развитие (познавательные процессы, ФЭМП)
4. Физическое развитие (двиг. активность, здоровьесбережение)
5. Социально-коммуникативное развитие (вхождение в социальную действительность)
Сетевое взаимодействие МБДОУ детского сада № 31 :
- Сельская библиотека п. Дружба
- Сельская библиотека с. Туртапка
- Дом Творчества п. Дружба