Елена Демяненко
Тема: Реализация компетентностного подхода в обучении учащихся начальных классов.
▼ Скачать + Заказать документы
Великая цель образования-
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
В настоящее время, в связи с реализацией ФГОС, компетентностный подхода в обучении учащихся является важным. Поэтому от учителя требуется: научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которые помогут учащимся быть успешными в своей дальнейшей жизни. Быть компетентным - значит уметь применять в определённой ситуации полученные знания и опыт, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, добывать информацию и эффективно использовать ее.
Публикация «Тема: Реализация компетентностного подхода в обучении учащихся начальных классов,» размещена в разделах
А задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе. Уже сейчас я использую его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся. Ведь в своей работе, мы учителя, должны помнить об индивидуальности ребёнка, о создании благоприятной учебной атмосферы, об использовании дифференцированного обучения, так как необходимо учитывать темп работы каждого ученика, уровень его обученности, сформированности его умений и навыков.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для ее становления использую различные практические приемы организации работы учеников. С первого класса включаю в свои уроки задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.
Проблемное обучение.
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход. В своей работе использую технологию активного- проблемного обучения, это такие методы как дидактические игры, проблемные ситуации, мозговая атака, обучение по алгоритму. Развивать учащихся – это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемного обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека. Данная технология дает развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы, а на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
- Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования;
- Поиск решения – этап формулирования нового знания.
В своей работе, я использую проблемное обучение на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Не секрет, что у детей нет особого интереса к урокам русского языка. В первом классе - это дидактическая игра, в ней создаётся проблемная ситуация, которую нужно решить, ученик заинтересован, он непременно хочет довести дело до конца, при этом материал доступен и интересен. В процессе игры развивается речь, память, внимание, мышление, появляется интерес к русскому языку, а значит, игра способствует формированию и развитию орфографической зоркости. Вот несколько таких игр, которые основаны на парной или групповой формах работы:
Игра «Зашифруй слово» или «Шифровальщики», мальчики придумывают 2—3слова для девочек, а девочки для мальчиков. Цель: разгадать слова, объяснить их смысл, придумать к ним родственные слова, подобрать слова-синонимы, антонимы, составить предложения с этими словами. Например, тёракла (тарелка, борсуг (сугроб, окрям (моряк).
Игра «Найди лишнее словечко». Выбери из строчки «лишнее» слово, определи по-какому принципу. Лисёнок, цыплёнок, волчонок, поросёнок. (Цыплёнок- домашняя птица, а остальные это животные). (Поросёнок- 4слога, а у остальных слов по 3 слога, Волчонок – под ударением О, а у остальных слов – букваЁ, и т. д.). Ребята работают в сотрудничестве друг с другом, при этом создаются условия для психологического здоровья ученика, игры снимают эмоциональное напряжение и страх, создают положительный настрой в ходе урока.
Учащиеся становятся старше, а задача учителя на уроке остаётся - пробудить интерес, я создаю ситуацию удивления, затруднения.
Например, на этапе актуализации знаний при работе со словарными словами я использую взаимодиктанты. Ребята работают в парах. Каждый диктует по пять словарных слов, заготовленных дома, затем обмениваются тетрадями, проверяют написанные соседом слова, исправляют ошибки, а затем вместе проверяют слова по словарю или в своих домашних заготовках, объясняют ошибки, оценивают работу на полях. При такой парной работе каждый чувствует себя учителем и учеником. Каждый делится своими знаниями, т. е. учит своего товарища тому, что умеет сам и сам учится у своего товарища. Каждый несет ответственность не только за свои знания, но и за знания своего товарища по работе.
На этапе формирования темы урока.
На доске записаны слова: Лес, лесничий, лесной, лесок, леска, лесничий.
– Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее? Сформулируйте тему урока повторения и задайте вопросы по теме. («Однокоренные слова».)
Вопросы: – Какие слова называются однокоренными? – Что такое корень?
– Как отличить однокоренные слова от сходных с ними слов?
Для производства футбольных голов
Ноги бывают важнее голов.
- Как ты думаешь, выделенные разные слова или одно и то же слово? Запишите слова в начальной форме. Что помогло ответить на вопрос?
Проблема удивления, затруднения по теме «Сложные слова».
на доске записаны слова: снег, снежный, снегопад, снегоход. Нужно выделить в словах корень. Возникает проблема – удивления, затруднения, появляются различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (два корня в сложных словах).
Тема «Безударные окончания имен существительных»
Постановка проблемы. Какой праздник отмечает наша страна в мае?
- Сколько лет прошло со дня победы?
- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать, но у нее возникли затруднения. Что-то она знала, как правильно написать, а в чем-то сомневалась.
Дорогому дедушк… Ван…
От любимой внучк… Наст… .
- Какие орфограммы Настя написала правильно?
- Какие орфограммы она пропустила?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?
Вот лишь некоторые из них:
2) Игра «Я – учитель». Необходимо найти и исправить ошибки в тексте. Найдите 12 ошибок в работе Зои, исправьте, в тетрадке сделайте работу над ошибками.
Набижали гразовые тучи. Потимнело небо, падул сильный ветир. Ударили полистьям первые капли даждя. Рибята быстро побежали в подезд. На улеце ливень, а детворе в подъезде типло и весило.
Решается проблема, связанная с реализацией определённой социальной роли.
3) Записать предложения, определить орфограммы, объяснить написание (Как пошли наши подружки (в)лес (по)ягодки гулять.)
4) Прочитайте пословицы. Придумайте задания. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Мудрость в голове, а не в бороде.
Ребята должны сами добывать информацию, изобретите правила проверки орфограмм.
5).- Составление кроссвордов, на заданную тему (парная согласная) :
1. Как называется избушка, где живёт сторож? (сторожка)
2. Украшение в ушах? (серёжки)
3. Твёрдая застежка на поясе? (пряжка)
4. Часть стола или стула? (ножка)
- Объясните орфограммы.
6) Проверь слова- признаки с помощью родственных слов. Запиши. Какую проблему вам нужно решить? Как вы с ней справились? Предложите свои способы решения проблемы. Кто из вас оказался прав? Докажите: (лес) лесной гном, полевой цв_ток, ст_пной орёл, д_машний к_тёнок, цв_тной к_р_ндаш, дв_рной ключ, кл_новый л_с[т], р_гатый жу[к], м_рской ле[ф].
7) Языковые задачи.
– Запишите слова, состоящие:
а) из двух букв и двух слогов; б) из двух слогов и трёх букв;
в) из одного слога, одной буквы; г) из двух слогов и двух букв.
9)Разбор слов по составу. (работа в парах)
Домик, доска, привокзальный, телёнок, снегоход, подберёзовик, долгожданный
- Какие слова вызвали затруднения? На что нужно было обратить внимание.
Игра «Шифровальщики» – Запишите в виде схем слова с названными орфограммами:
а) ь для обозначения мягкости согласных в середине и в конце слова;
б) ь разделительный;
в) ъ разделительный;
г) буква глухого и звонкого согласного в конце слова.
д)Буквы безударного гласного.
Тестовые задания - это некоторая учебная задача, которую приходится самостоятельно решать учащемуся, для этого необходимо определённый алгоритма действий (последовательных шагов) со стороны ученика для достижения цели (нахождения верного ответа). Вот лишь один из них.
Блицопрос «Знатоки орфограммы-буквы согласного в конце слова».
– Поставьте знак «плюс», если утверждение верное, и знак «минус», если неверное.
1) Все согласные звуки в конце слова оглушаются.
2) Оглушение происходит в письменной речи.
3) Чтобы правильно написать букву согласного на конце слова, нужно подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
4) Буква парного по глухости-звонкости согласного в конце слова – это орфограмма.
5) Буквы согласных звуков [л], [м], [н], [р], [й'] в конце слова проверять не нужно.
6) Во всех проверочных словах для орфограммы-буквы согласного в конце слова должен появиться гласный.
В тетрадях должна быть запись: –, –, –, +, +, +.
Свои записи ученики сверяют с записью на доске. Учитель ещё раз читает предложения, и дети называют и исправляют ошибки в тех утверждениях, где они есть.
Уже в четвёртом классе можно предложить задания, требующие сформированных умений и навыков, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.
Создание проектов по теме: «О дружбе», «О семье», «О классе». Самопрезентации «Это наш класс», «Наша творческая группа». За время урока каждая группа должна придумать девиз своей группы, отразить её умение слаженно работать, описать, придумать стих, подобрать пословицу или поговорку, защитить свой проект.
Нравятся ребятам задания, которые вызывают затруднения, но при совместной работе методом проб и ошибок они находят правильный ответ, открывают знания. Ведь недаром психологи утверждают, что чему ребёнок учится сам и добывает сам, то и запоминает прочно и надолго, так свои действия он проговаривает, объясняет, а значит добывает.
Мастерски подобранные тексты, задания обладают высочайшим познавательным, развивающим и воспитывающим потенциалом, а значит, способствуют эффективному развитию компетенций учащихся. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.