Лучший педагог года

Тема самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности»

Раушания Гибадуллина
Тема самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Публикация «Тема самообразования „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности“» размещена в разделах

• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма :

• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность Театрализованная деятельность - путь к познанию мира, к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст-самый благоприятный возраст для формирования различных чувств детей. В этом возрасте важно направить чувства ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности»
Опубликовано: 8 марта 2015 в 16:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД