Шишкова Елена
«Санница — первый зимний праздник». НОД по ОО «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная, музыкально-художественная.
Программное содержание:
Расширять знания детей о временах года.
Познакомить с народным праздником «Санница».
Публикация «„Санница — первый зимний праздник“, НОД по ОО „Познавательное развитие“ и „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Учить подбирать определения к существительным. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий. Упражнять в составлении рассказа из личного опыта.
Учить рисовать узор по форме розетты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти.
Развивать образное мышление, память, мелкую моторику.
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать интерес к народным праздникам.
Словарь: народный праздник, «Санница», определения, характеризующие свойства явлений природы.
Материал:
Иллюстрации зимней природы, изображения лошадей, запряженных в сани. Игрушка «домовенок Кузя». Розетты для снежинок. Образцы снежинок. Гуашь, кисти, «снежинки» - новогодние украшения, «снежки» для подвижной игры.
Предварительная работа:
Беседы о зиме. Загадывание загадок. Заучивание пословиц, поговорок о зиме, декабре месяце. Разучивание пальчиковой гимнастики 2Снежок». Игры в снежки на улице. Наблюдения на прогулке. Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних праздниках.
Содержание деятельности:
Воспитатель: Сядем рядком, поговорим ладком.
Дети садятся полукругом перед воспитателем.
- Дети, настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох носом. Вдохнем свежесть зимнего утра, а потом сделаем выдох ртом – выдохнем все неприятности и огорчения.
Дыхательная гимнастика проводится (3 раза).
- Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно, и только дослушав до конца, говорите ответ.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
- Молодцы, правильно. Это зима. Скажите, а какое сейчас время года?
(Ответы детей)
- Какие признаки зимы вы знаете?
( Ответы детей: снег лежит, снег идет, деревья стоят голые, птицы улетели, заяц и белка шубки поменяли, люди стали тепло одеваться, медведь спит в берлоге, прилетели снегири).
Воспитатель ставит перед детьми иллюстрации с изображением зимней природы.
- Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, зима она какая?
( Ответы: зима белая, снежная, пушистая, холодная, красивая, морозная)
- А какая зима, если часто бывают вьюги?
(Вьюжная)
- Теперь посмотрите и скажите, какой снег?
(Белый, хрустящий, мокрый, искристый, блестящий, холодный, пушистый, липкий).
- Кто из вас скажет, какой сейчас зимний месяц?
(Декабрь)
- Правильно, декабрь – первый зимний месяц. Декабрь год кончает, зиму начинает. Вспомните пословицы и поговорки о зиме, о первом зимнем месяце.
(Декабрь и замостит и загвоздит и саням ход даст.
Декабрь снежный и холодный – будет год плодородный
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Береги нос в большой мороз.)
- Ой, кто-то стучит. Давайте посмотрим. Ребята, да это Кузя.
Воспитатель от имени Кузи здоровается с ребятами, говорит: «Здравствуйте, ребята, слышу, вы о зиме, о месяце декабре говорите. Вот и решил к вам прийти. Скажите, а вы знаете зимние праздники?
( Дети: Новый год, Рождество)
Кузя: Дети, раньше на Руси первый зимний праздник отмечали 7 декабря, и назывался он Санница. С этого дня устанавливались санные дороги, так как раньше лошади были самым распространенным видом транспорта. С этого дня устраивалось первое катание на санках.
Воспитатель выставляет иллюстрации.
- А вы любите кататься на санках? (Да).
- А в какие игры еще играют зимой?
(Катаются на лыжах, строят крепости, играют в снежки, катаются на коньках).
- Ребята, расскажите, в какие игры вы играете зимой. Где и с кем играете. Почему вам нравятся эти игры.
Рассказы детей из личного опыта (2-3 чел.)
- Кузя, тебе понравились рассказы детей? А вам, ребята?
(Ответы детей)
- Кузя, сейчас ребята тебе покажут, как они играют в снежки, а ты сядь, посмотри.
Дети делают физкультминутку «Снежок» :
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень сладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемые снежки)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, роняя воображаемый снежок)
И…сломаем (топают).
- Скажите, а мы можем поиграть на улице в снежки?
(Нет)
-Почему?
(Мало снега)
- Давайте с вами пройдем за столы. Мы нарисуем снежинки, и сразу станет много снега.
Дети садятся за столы.
- Кузя, ребята будут рисовать снежинки, а ты посмотри.
Воспитатель объясняет рисование снежинки на розетте
- Давайте с вами рассмотрим, какие бывают снежинки.
Показывает образцы снежинок.
- Давайте посчитаем, сколько лучиков у снежинок.
Дети рассматривают образец, считают количество лучей у снежинки и выясняют, что их шесть.
- Положите роззету так, чтобы один угол смотрел вверх, а другой – вниз.
Проведем концом кисти тонкую линию от угла к углу. Затем, из верхнего левого угла ведем линию к правому нижнему углу. А из верхнего правого угла ведем линию к нижнему левому углу.
Воспитатель сопровождает объяснение показом.
- А узор на лучах вы придумайте сами. Можете обратить внимание на образцы.
Дети выполняют рисунок, звучит классическая музыка П. Чайковский.
В конце рисования воспитатель вывешивает все снежинки на доску и говорит о том, что теперь стало много снега, приглашает поиграть в снежки детей и Кузю.
Дети играют в снежки.
Кузя: мне у вас очень понравилось. Повторите, пожалуйста, о чем вы говорили сегодня.
Дети рассказывают о том, что они запомнили.
Кузя прощается и уходит.