Папки-передвижки

Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы

Екатерина Бардамова
Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Обучающая задача - продолжать формировать потребность видеть прекрасное в картинах великих художников (посещать музеи, развивать культуру слушания при рассматривании картин. Вызывать положительное отношение к сказочному жанру живописи. Познакомить с новым художником-сказочником Михаилом Врубелем и его картиной «Царь-Лебедь».

2. Развивающая задача - развивать внимательность, интерес и фантазию. Уметь выбрать свой вариант решения в трудной сказочной ситуации. Учить внимательному рассматриванию картин, различать "быль" от "сказки", понимать и уважать былинное прошлое.

Публикация «Тема: „Сказка в Русской живописи“ для старшей группы» размещена в разделах

3. Воспитательная задача - воспитывать чувство патриотизма к Родине. Активизировать воображение детей путем выражения своих мыслей, чувств, эмоций от увиденных картин в слове, движениях, мимике. Дать представление об условиях, в которых работает художник. Прививать любовь к русским художникам и их творчеству посредством музейного искусства в живописи.

Предварительная работа.

Беседы, рассматривание репродукций художников, их произведений искусства. Использование воображаемых ситуаций игровых моментов, беседы о цвете, фоне, колорите, который использует художник. Использование творческой активности у детей, воспитание интереса, использование народных поговорок, пословиц, хороводов для образного восприятия картин, чтения сказок, былин, для развития фантазии и мышления.

Методические приемы. Объяснение, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, хороводный игровой момент.

Материалы. Картины В. М. Васнецова, М. В. Врубеля, указка.

Ход занятия.

часть.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем беседовать на тему «Сказка в русской живописи». Сейчас мы с вами попытаемся увидеть в картинах русского художника В. М. Васнецова сказочный образ.

- Ребята, вы любите сказки?

Давайте рассмотрим картину, которая была написана по заказу одного очень богатого купца Мамонтова С., а называется она «Три царевны подземного царства». Три царевны вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы на фоне закатно-оранжевого неба.

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Какая самая загадочная царевна в этой картине?

- Какие подземные сокровища охраняет она?

- Во что превратилась бы каждая из царевен, если бы они захотели спрятаться в подземелье?

- Какую русскую сказку символизирует эта картина?

Воспитатель. Смотрите, как тонко передал художник душевное состояние младшей сестры.

Душевность и печаль сближает «черненькую» царевну с Еленой Прекрасной из другой картины Васнецова «Иван-Царевич на сером волке». Смотрите, как Елена Прекрасная кротко склонила голову на плечо Царевича.

- Давайте рассмотрим подробнее, во что одета Царевна?

- Почему волосы у нее развиваются?

- По каким признакам видно, что волк несется с быстротой? (уши прижаты, язык

высунут, хвост распушен)

- Давайте рассмотрим Ивана-царевича: какая у него одежда? Какой взгляд у Ивана-

царевича? (решительный)

- Наш герой Иван-Царевич по характеру какой?

Вот почему в природе и происходит настоящее чудо: на ветке яблони распустились нежные цветы. Сама природа хочет помочь нашим героям.

Воспитатель. В кого превратили бы вы героев ради их спасения? Почти в каждой русской волшебной сказке героя ожидает награда. Какие награды бывают в сказках? Но счастье надо заслужить, а доступно это сильному и, самое главное, человеку по характеру какому?

А теперь, ребята, давайте встанем в круг. Чувства можно передать не только изображением на картине, но и словами, и движениями, и мимикой.

Физминутка.

То не ветер ветку клонит (руки вверх, наклоны руками из стороны в сторону)

Не дубравушка шумит. (вращение кистями рук)

То мое, мое сердечко стонет (руки прикасаются к сердцу)

Как осенний лист дрожит. (покачивание туловищем из стороны в сторону)

Воспитатель. Настроение какой картины и какого художника напоминает песня?

(Аленушка. Художник Васнецов) Давайте подойдем к картине и посмотрим, как художник передал через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.

- В каких сказках мы можем встретить Аленушку? («Сестрица-Аленушка и Братец-Иванушка»)

- Какое настроение у Аленушки? (тоска, одиночество, печаль в ее глазах)

Конечно, ребята, даже природа созвучна ее настроению. Пожелтелые листья падают на зеркальную поверхность воды.

- Кто еще жалеет Аленушку? Да, вместе грустят и девочка, и птицы и небо. Всё это сливается в тихую задумчивую сказку.

- Какой общий тон картины? (темно-зеленый) В скромной цветовой гамме картины слышится печальный напев, который вот-вот сорвется из уст Аленушки.

- Какой напев? (серый камень на дно тянет, мне ль не тошно, мне ль не горько)

Смотришь на картину и хочется верить, что наступят для Аленушки счастливые дни. В сказках по-разному складывается жизнь Аленушки, но везде счастливое и доброе побеждает темное и злое.

Воспитатель. Расскажите, какие вы знаете пословицы про сказку.

(Пословицы)

часть.

Воспитатель. В русском народном творчестве есть не только сказки, но и былины.

- Чем быль отличается от сказки? (быль – это было, а сказка – выдумка)

- Кто герои русских былин? (богатыри)

- Рассаживайтесь на стульчики и давайте рассмотрим картину Васнецова «Богатыри».

- Назовите имена главных богатырей. (Илья-Муромец, Добрыня-Никитич и Аленша-

Попович)

- Какие богатыри? (сильные, уверенные, степенные)

- Правильно, ребята, кони под стать богатырям. Вороной конь у Ильи Муромца тяжелый, могучий, словно в землю врос. У Алеши Поповича – конь легок, молод, будто повторяет характер хозяина. Хорош конь Добрынин «белеюшка», ноздри трепещут, грива развивается.

- Почему художник изобразил на переднем плане маленькие елочки?

- Что делают богатыри в чистом поле, где ковыль-трава растет, где только ветер колыхает желтую траву? (оберегают покой Родной Земли)

Вот она – БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА. Мимо нее ни зверь не проскочит, ни птица не пролетит!

Картины помогают нам не просто вести разговор о сказках, они помогают перенестись в саму сказку, пережить ее тайну.

Физминутка «Хоровод» (под хор "Половецких девушек")

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами побывали в былинном прошлом и рассматривали картины художника В. М. Васнецова. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним выдающимся художником-сказочником - Михаилом Врубелем.

Показываю портрет художника.

Это необычный художник, он помогает постичь тайный язык символов, видеть в обыденном прекрасное. Давайте рассмотрим его картину «Царевна-Лебедь».

(музыка Римского-Корсакова)

Кажется, что кисть художника едва касалась бумаги, а Царевна-Лебедь – сказочное видение. Перламутро-лиловый туман оживляет морскую пену прибоя. Справа пена сгущается и превращается в легкое серебристо-розовое крыло. Слева – как-будто каменеет, застывая драгоценными кристаллами чудесного оперенья. Неверный цвет заката придает облику Царевны трепетную изменчивость. Блеск ее глаз соперничает с переливами драгоценных камней на кокошнике. Мерцающие перстни на руках Царевны превращаются в глаза лебедя, а сама рука становится похожей на лебединую шею. Оглянувшись на нас, она оборачивается у нас на глазах Лебедью.

Эффекты цвета, тонкая вибрация мазка Врубеля позволяют нам увидеть это прекрасное произведение искусства.

Воспитатель.

- Какие чувства возникли у вас при рассматривании картины Врубеля «Царевна-Лебедь»?

- В какой сказке мы можем встретить Царевну-Лебедь? (сказка о Царе-Салтане)

Запомните, ребята, этого художника – Михаила Врубеля и его картину.

часть

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Кто умеет краской и холстом

Рассказать нам обо всем? (художник)

Вопросы:

- О чем художник рассказывает нам в своих произведениях? (о предметах, сказках)

- Какие предметы находятся в мастерской художника?

- Слово мастерская происходит от какого слова?

- Какие пословицы вы знаете о мастере?

Воспитатель. Художники, глазами которых вы увидели сказку, были настоящими художниками. Эти серьезные, взрослые люди любили слушать сказки, былины. Вот потому-то они и решили через своё мастерство передать настроение персонажей и их сказочные образы в своих картинах.

Анализ.

- С каким новым художником-сказочником вы познакомились сегодня на занятии?

- Какие картины вам понравились

- Скажите, с кем из героев наших сказок вы бы пустились в сказочный мир?

- Чем понравилось вам наше занятие?

А мне понравилось, как вы себя вели на занятии, как занимались.

Публикации по теме:

Игра по ИЗО «Выполни задание». Старший возраст.Игра по ИЗО «Выполни задание». Старший возраст. Цель. Систематизировать знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт); воспитывать умение понимать и ценить произведения.

Экспериментальная площадка в детском саду.Экспериментальная площадка в детском саду. Наш детский сад сотрудничает с культурно-выставочным центром " Радуга".Это программа региональной экспериментальной площадки по теме: ".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 09:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бардамова (УИ 75193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД