Екатерина Бардамова
Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обучающая задача - продолжать формировать потребность видеть прекрасное в картинах великих художников (посещать музеи, развивать культуру слушания при рассматривании картин. Вызывать положительное отношение к сказочному жанру живописи. Познакомить с новым художником-сказочником Михаилом Врубелем и его картиной «Царь-Лебедь».
2. Развивающая задача - развивать внимательность, интерес и фантазию. Уметь выбрать свой вариант решения в трудной сказочной ситуации. Учить внимательному рассматриванию картин, различать "быль" от "сказки", понимать и уважать былинное прошлое.
Публикация «Тема: „Сказка в Русской живописи“ для старшей группы» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Воспитательная задача - воспитывать чувство патриотизма к Родине. Активизировать воображение детей путем выражения своих мыслей, чувств, эмоций от увиденных картин в слове, движениях, мимике. Дать представление об условиях, в которых работает художник. Прививать любовь к русским художникам и их творчеству посредством музейного искусства в живописи.
Предварительная работа.
Беседы, рассматривание репродукций художников, их произведений искусства. Использование воображаемых ситуаций игровых моментов, беседы о цвете, фоне, колорите, который использует художник. Использование творческой активности у детей, воспитание интереса, использование народных поговорок, пословиц, хороводов для образного восприятия картин, чтения сказок, былин, для развития фантазии и мышления.
Методические приемы. Объяснение, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, хороводный игровой момент.
Материалы. Картины В. М. Васнецова, М. В. Врубеля, указка.
Ход занятия.
часть.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем беседовать на тему «Сказка в русской живописи». Сейчас мы с вами попытаемся увидеть в картинах русского художника В. М. Васнецова сказочный образ.
- Ребята, вы любите сказки?
Давайте рассмотрим картину, которая была написана по заказу одного очень богатого купца Мамонтова С., а называется она «Три царевны подземного царства». Три царевны вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы на фоне закатно-оранжевого неба.
- Что вы видите на переднем плане картины?
- Какая самая загадочная царевна в этой картине?
- Какие подземные сокровища охраняет она?
- Во что превратилась бы каждая из царевен, если бы они захотели спрятаться в подземелье?
- Какую русскую сказку символизирует эта картина?
Воспитатель. Смотрите, как тонко передал художник душевное состояние младшей сестры.
Душевность и печаль сближает «черненькую» царевну с Еленой Прекрасной из другой картины Васнецова «Иван-Царевич на сером волке». Смотрите, как Елена Прекрасная кротко склонила голову на плечо Царевича.
- Давайте рассмотрим подробнее, во что одета Царевна?
- Почему волосы у нее развиваются?
- По каким признакам видно, что волк несется с быстротой? (уши прижаты, язык
высунут, хвост распушен)
- Давайте рассмотрим Ивана-царевича: какая у него одежда? Какой взгляд у Ивана-
царевича? (решительный)
- Наш герой Иван-Царевич по характеру какой?
Вот почему в природе и происходит настоящее чудо: на ветке яблони распустились нежные цветы. Сама природа хочет помочь нашим героям.
Воспитатель. В кого превратили бы вы героев ради их спасения? Почти в каждой русской волшебной сказке героя ожидает награда. Какие награды бывают в сказках? Но счастье надо заслужить, а доступно это сильному и, самое главное, человеку по характеру какому?
А теперь, ребята, давайте встанем в круг. Чувства можно передать не только изображением на картине, но и словами, и движениями, и мимикой.
Физминутка.
То не ветер ветку клонит (руки вверх, наклоны руками из стороны в сторону)
Не дубравушка шумит. (вращение кистями рук)
То мое, мое сердечко стонет (руки прикасаются к сердцу)
Как осенний лист дрожит. (покачивание туловищем из стороны в сторону)
Воспитатель. Настроение какой картины и какого художника напоминает песня?
(Аленушка. Художник Васнецов) Давайте подойдем к картине и посмотрим, как художник передал через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.
- В каких сказках мы можем встретить Аленушку? («Сестрица-Аленушка и Братец-Иванушка»)
- Какое настроение у Аленушки? (тоска, одиночество, печаль в ее глазах)
Конечно, ребята, даже природа созвучна ее настроению. Пожелтелые листья падают на зеркальную поверхность воды.
- Кто еще жалеет Аленушку? Да, вместе грустят и девочка, и птицы и небо. Всё это сливается в тихую задумчивую сказку.
- Какой общий тон картины? (темно-зеленый) В скромной цветовой гамме картины слышится печальный напев, который вот-вот сорвется из уст Аленушки.
- Какой напев? (серый камень на дно тянет, мне ль не тошно, мне ль не горько)
Смотришь на картину и хочется верить, что наступят для Аленушки счастливые дни. В сказках по-разному складывается жизнь Аленушки, но везде счастливое и доброе побеждает темное и злое.
Воспитатель. Расскажите, какие вы знаете пословицы про сказку.
(Пословицы)
часть.
Воспитатель. В русском народном творчестве есть не только сказки, но и былины.
- Чем быль отличается от сказки? (быль – это было, а сказка – выдумка)
- Кто герои русских былин? (богатыри)
- Рассаживайтесь на стульчики и давайте рассмотрим картину Васнецова «Богатыри».
- Назовите имена главных богатырей. (Илья-Муромец, Добрыня-Никитич и Аленша-
Попович)
- Какие богатыри? (сильные, уверенные, степенные)
- Правильно, ребята, кони под стать богатырям. Вороной конь у Ильи Муромца тяжелый, могучий, словно в землю врос. У Алеши Поповича – конь легок, молод, будто повторяет характер хозяина. Хорош конь Добрынин «белеюшка», ноздри трепещут, грива развивается.
- Почему художник изобразил на переднем плане маленькие елочки?
- Что делают богатыри в чистом поле, где ковыль-трава растет, где только ветер колыхает желтую траву? (оберегают покой Родной Земли)
Вот она – БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА. Мимо нее ни зверь не проскочит, ни птица не пролетит!
Картины помогают нам не просто вести разговор о сказках, они помогают перенестись в саму сказку, пережить ее тайну.
Физминутка «Хоровод» (под хор "Половецких девушек")
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами побывали в былинном прошлом и рассматривали картины художника В. М. Васнецова. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним выдающимся художником-сказочником - Михаилом Врубелем.
Показываю портрет художника.
Это необычный художник, он помогает постичь тайный язык символов, видеть в обыденном прекрасное. Давайте рассмотрим его картину «Царевна-Лебедь».
(музыка Римского-Корсакова)
Кажется, что кисть художника едва касалась бумаги, а Царевна-Лебедь – сказочное видение. Перламутро-лиловый туман оживляет морскую пену прибоя. Справа пена сгущается и превращается в легкое серебристо-розовое крыло. Слева – как-будто каменеет, застывая драгоценными кристаллами чудесного оперенья. Неверный цвет заката придает облику Царевны трепетную изменчивость. Блеск ее глаз соперничает с переливами драгоценных камней на кокошнике. Мерцающие перстни на руках Царевны превращаются в глаза лебедя, а сама рука становится похожей на лебединую шею. Оглянувшись на нас, она оборачивается у нас на глазах Лебедью.
Эффекты цвета, тонкая вибрация мазка Врубеля позволяют нам увидеть это прекрасное произведение искусства.
Воспитатель.
- Какие чувства возникли у вас при рассматривании картины Врубеля «Царевна-Лебедь»?
- В какой сказке мы можем встретить Царевну-Лебедь? (сказка о Царе-Салтане)
Запомните, ребята, этого художника – Михаила Врубеля и его картину.
часть
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Кто умеет краской и холстом
Рассказать нам обо всем? (художник)
Вопросы:
- О чем художник рассказывает нам в своих произведениях? (о предметах, сказках)
- Какие предметы находятся в мастерской художника?
- Слово мастерская происходит от какого слова?
- Какие пословицы вы знаете о мастере?
Воспитатель. Художники, глазами которых вы увидели сказку, были настоящими художниками. Эти серьезные, взрослые люди любили слушать сказки, былины. Вот потому-то они и решили через своё мастерство передать настроение персонажей и их сказочные образы в своих картинах.
Анализ.
- С каким новым художником-сказочником вы познакомились сегодня на занятии?
- Какие картины вам понравились
- Скажите, с кем из героев наших сказок вы бы пустились в сказочный мир?
- Чем понравилось вам наше занятие?
А мне понравилось, как вы себя вели на занятии, как занимались.