lДергаусова Маргарита Васильевна
Творческое развитие детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца ХХ столетия, частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в два раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества. Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.
Публикация «Творческое развитие детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных навыков, которые накладывают значительный отпечаток на психологию. Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дополнительного образования, является создание условий для развития и самоутверждения детей, требующих особого педагогического внимания, это: одаренные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети с ОВЗ и дети инвалиды.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.
На протяжении пяти лет я являюсь руководителем объединения декоративно-прикладного творчества «Мастеренок». В творческом объединении занимаются как здоровые дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование). В этом учебном году в объединении занимаются двое детей с ОВЗ и один ребенок – инвалид. Для более успешного обучения детей с ОВЗ я внесла в дополнительную общеобразовательную программу блок, в котором наряду с воспитательными и образовательными целями преследуется цель социальной реабилитации данной категории детей, их социализация в обществе.
Занятия в объединении с учащимися с ОВЗ организовываются совместно с другими учащимися, больше времени отводится на индивидуальную работу. После каждого занятия всегда проводится работа по оценке выполненной работы, если что-то не получается у учащегося, то даю установку на продолжение работы на следующем занятии, или даю короткое задание на дом.
На основе собственного наблюдения замечено, что у детей с ОВЗ очень богатый внутренний мир. Они очень любознательны, с большим интересом слушают и воспринимают информацию, старательны и трудолюбивы. Иногда их трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей просто удивляет в сравнении с их сверстниками, ничем не ограниченными в жизни. Они активно принимают участие в мероприятиях, оказывают посильную помощь в подготовке к ним. На занятиях часто использую сюрпризные и игровые моменты, моменты соревнования, мини-постановки т. е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает их знания с жизнью. Во время проведения занятий использую сигнальные карточки, которые позволяют проследить настроение каждого ребенка в начале занятия и по его окончании, также с их помощью можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия.
На всех занятиях применяю здоровьесберегающую технологию, которая является необходимым элементом успеха и результата работы на занятии. Дети с удовольствием включаются в неё, а для детей с ОВЗ эта технология является и оздоравливающей, т. к. у таких детей присутствует быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания. Также на занятиях применяю технологию - восприятие материала с закрытыми глазами, которая способствует переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия, сосредотачивает внимание и память, развивает воображение.
В начале учебного года, в своей педагогической деятельности использую следующие виды мониторинга: анкетирование, тестирование, опрос с каждым учащимся. В течение учебного года провожу три вида диагностики результативности образовательного процесса: стартовая, промежуточная, итоговая. Полученные результаты фиксирую в карту успешности. Регулярное отслеживание результатов становиться основой для поощрения ребенка за его труд, старание. Такой способ оценивая, позволяет сравнивать достижения ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявляя его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Сравнение результатов мониторинга позволяет определить уровень продвижения учащегося в освоении программы, либо внести корректировку в какой-либо раздел программы.
Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ, необходимо опираться на следующие правила:
- не сравнивать с остальными детьми;
- не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным;
- не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-то научить;
- быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;
- не фиксировать внимание на неудачах;
- использовать разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. п., что подскажут ваши руки и сердце;
- избегать длинных объяснений или бесед, т. к. зачастую они просто недоступны детям;
- учить ребенка доводить начатое дело до конца;
- быть терпимым к «необычному поведению» ребенка;
- к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Творческое деятельность имеет большое значение в жизни каждого человека, тем более она оказывает большое влияние на развитие детей с особыми образовательными потребностями. В процессе творческой деятельности у них усиливается ощущения собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции, а также знания ребенку легче выразить в творческом процессе.
Наблюдения и проведенные тесты показывают, что занятия творчеством дают положительную динамику в развитии детей с ОВЗ. Они становятся менее застенчивыми, более общительными, не бояться новых знакомств, начинают проявлять инициативу, и те знания, навыки, умения которые приобрели и помогут им в дальнейшей взрослой жизни.
В заключении хочется сказать, что важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. Главное - не ранить самолюбие ребенка, необходимо следить за самочувствием ребенка во время занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью.
необходимо не только обеспечивать ребенка информацией, но и следить за тем, чтобы обстоятельства и способ передачи знаний стимулировал его желание заниматься.
.