Получи документы

Консультация для педагогов «Как бороться с профессиональным выгоранием»

Татьяна Ковалева
Консультация для педагогов «Как бороться с профессиональным выгоранием»

Как бороться с профессиональным выгоранием

Свети, но не сгорай!

«Сгорел на работе» - так говорят о людях, отдавших своему труду не только здоровье, но и жизнь. Действительно, нередко профессиональная деятельность вместо того, чтобы приносить моральное удовлетворение и материальные результаты, негативно отражается на физическом и психологическом состоянии человека. Особенно это характерно для ПОМОГАЮЩИХ профессий, связанных с ежедневным общением, когда по долгу службы приходится встречаться с совершенно разными людьми, не имея возможности отказаться от контакта или адекватно выразить свои чувства.

Публикация «Консультация для педагогов „Как бороться с профессиональным выгоранием“» размещена в разделах

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром выгорания - это истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

«Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Термин «сгорание», или «выгорание» был введен в практику американским психологом Фройденбергером в 1974 году для характеристики психологически здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с другими при исполнении профессиональных обязанностей.

Некоторые исследователи также отмечают, что это состояние, когда человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, но, напротив, ждет наказания (на это влияет отсутствие получаемых в работе видимых результатов или недостаточная компетенция самого сотрудника).

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Упражнение «Портрет работы желаемый и действительный»

Участники получают лист, с двумя начерченными кругами. Предлагается в первом круге, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся профессиональная жизнь и личная жизнь, отдых.

В другом круге – их идеальное соотношение.

«Портрет работы действительный»

Как я ощущаю себя на работе?___

___

Как я ощущаю себя дома?___ ___

«Портрет работы желаемый»

Как я хочу ощущать себя на работе?___ ___

Как я хочу ощущать себя дома?___ ___

Обсуждение:

Есть ли расхождения в ощущениях реальных и желаемых?

Кто оценивает эти расхождения как значительные или очень значительные?

Кто виноват?

Как я лично могу изменить ситуацию?

(Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего)

Обсуждение:

1. Как соотносятся полученные результаты с результатами предыдущего упражнения?

2. Готовы ли вы признать наличие синдрома профессионального выгорания у вас лично?

Тест Херцберга.

Определение мотивации к работе и определение зон риска в развитии синдрома профессионального выгорания.

Упражнение: «Какие факторы влияют на развитие симптомов выгорания на моем рабочем месте» (показать схематично)

Определение личной мотивации, пути достижения цели. Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждая подгруппа формирует ответ на вопрос «Для чего мы работаем?». Далее ответы озвучиваются и сравниваются. Можно предложить участникам тренинга выбрать 1-2 наиболее «правильных» ответа.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Эффекты саморегуляции:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

Способы саморегуляции:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, Великой идее);

- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Для профилактики напряженности, предотвращения «симптома выгорания» необходимо использовать приемы саморегуляции и восстановления себя. Это - техника безопасности для педагогов, работающих с детьми, особенно с трудными.

Конечно, природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это -естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.

Камин.

(для тех, кто не умеет отдыхать и считает себя незаменимым)

Жил был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а ещё очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он говорят: «Последнюю рубаху не задумываясь отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную пору были очень рады погреться у Камина. Они были очень благодарны ему и на все лады расхваливали его.

- Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин.

- Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ни чего на просит.

- Чтобы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто незаменимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Буду топиться и день, и ночь. Пусть меня ещё больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается и себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное. А Камин всё трудится, всё греет. Люди взмолились:

- Уймись, отдохни, - просили по-хорошему.

Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

- Ну, что за дурень, что за балбес. Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется, бестолочь.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

Публикации по теме:

«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию. Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят.

Детские истерики: как реагировать и как бороться? (консультация для родителей, воспитателей и других взрослых). Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с проблемой детских.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Слушаем музыку» Слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки,.

Консультация для родителей «Как бороться с ленью ребёнка»Консультация для родителей «Как бороться с ленью ребёнка» Лень называют болезнью цивилизации. Она мешает людям полноценно жить, трудиться на благо государства, семьи. Если вы заметили, что ваш ребёнок.

Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться»Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться» Наличие вредных привычек свидетельствует об уровне тревожности у ребёнка. Прежде всего, надо разобраться, что послужило для формирования.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как бороться с профессиональным выгоранием»
Опубликовано: 30 июля 2020 в 13:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД