Папки-передвижки

Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»

Елена Петрова
Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»

ТИП УРОКА : урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок.

ВИД УРОКА : комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА : Исследовать экологическую среду г. Мамадыш.

ЗАДАЧИ УРОКА :

1. Сформировать у учащихся целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу

Публикация «Конспект урока экологии на тему „Мониторинг водной среды“» размещена в разделах

2. Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса

3. С помощью схемы определить состояние водной среды

4. Оценить нынешнее состояние р. Вятка и осадков г. Мамадыш

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА :

1. орг момент

2. постановка цели урока

3. актуализация знаний и практических и умственных умений

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Подведение итогов и результатов урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : компьютер, проектор, экран, презентация урока, проекты.

ПЛАН УРОКА :

1. Записать тему на доске

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжим вести мониторинг водной среды

Ребята, а давайте вспомним, что такое экологический мониторинг.

(Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.)

Если из космоса посмотреть на землю, то мы увидим сверкающий голубой шар, на котором расположены небольшие зеленые острова – материки и белые шапки снегов и льдов на полюсах. Основной голубой цвет нашей планете придают вода, гидросфера, водяная оболочка.

Вода занимает три четверти всей поверхности земли и составляет по объему 1,4 млрд кв. Из всего этого количества 92,2 % - соленая вода морей и океанов, 2,2 % - ледники Антарктиды и только всего 0,6% - 3,5 млн кв - вода питьевая, пригодная для нужд человека. Вода великолепно защищает Землю, поддерживая постоянную температуру. Благодаря водной оболочке условия жизни на планете относительно стабильны, благодоря воде возникла и существует сама Жизнь.

О значении воды в жизни природы и человека люди поняли уже в глубокой древности. Первыми законами человечества были законы о воде. Люди обожествляли воду, помещая в ручьи и реки нимф и русалок, в моря – морских богов.

Человек став геологической силой, далеко не всегда использует воду бережно. В огромных количествах драгоценная пресная вода используется для полива полей, в производстве различных веществ, застаивается и гниет в водохранилищах. Вода зачастую тратится безрассудно. Часто загрязняется – это бытовые стоки, ядохимикаты – тысячи тонн пестицидов – величайшая угроза для всего живого. Загрязнение пресных вод, а в последнее время и вод Мирового океана опасно тем, что большинство ядов способны накапливаться в организме, появляются опасные для жизни видоизменения – мутации. Механизм наследственности дает сбой.

Появляются в массе опухолевые, раковые заболевания. На сегодня более четверти населения земли страдают от нехватки пресной воды. часть всех запасов пресной воды находиться в нашей стране. 80 % от этого количества - в Байкале. Отсюда становится понятным, что Байкал – жемчужина нашей планеты, которой нет цены. Проблема сохранения чистой воды стоит настолько остро, что сохранение ее равносильно выживанию человечества. Загрязнение водоемов вызывается более 400 компонентами. В поверхностные воды в первую очередь проникают токсиканты из воздуха, растворимые в воде, а так же оседает мельчайшая пыль. Легколетучие продукты переработки нефти, некоторые растворители, нерастворимые в воде, синтетические поверхностно – активные вещества образуют на поверхности воды тонкую пленку, а в объем водоема практически не проникают. В глубине водоема основным источником загрязнения могут быть сбросы сточных вод от предприятий или канализаций, а также подземные воды. Особую опасность представляет загрязнение вод пестицидами, диоксинами, соединениями мышьяка, ртути, кадмия, свинца, цинка, некоторыми поверхностно – активными веществами, в том числе и используемыми в моющих средствах. Присутствие соединений железа, кальция, магния, алюминия, ухудшает качество питьевой воды, но еще не делает ее непригодной. В целом по России около 70 % природных водоемов утратили значение как источник питьевой воды вследствие загрязнения. Таким образом, при анализе воды из природных и искусственных водоемов контроль проводят по очень многим параметрам, используя инструментальные и классические методы.

Сегодня мы будем проводить мониторинг водной среды природного водоема, водопроводной воды и осадков. Давайте вспомним как мы это делаем. В водном мониторинге мы используем следующие датчики (презентация). Для сравнительного анализа данных мы исследовали 3 источника:

Осадки (дождь)

Водопроводная вода

Вода из водоема

Полученные результаты мы заносили в таблицы. Далее на основе данных результатов мы строили графики отдельные по каждому исследуемому параметру. Графики представлены в виде столбчатой диаграммы (разъяснение графика).

2. Практическая работа.

Ученикам предлагается произвести замеры водной среды : осадки, водопроводная вода, природный водоем. Каждому ученику представлена таблица где прописаны измеряемые параметры:

концентрация нитратов,

концентрация хлоридов,

концентрация минеральных веществ.

К демонстрационному столу приглашаются 3-5 учеников, которые производят замеры. (по очереди напр 2гр). Данные заносят в таблицу.

3. Домашнее задание.

Построить диаграммы на основе полученных данных.

Конспект занятия по экологии

на тему : «Мониторинг водной среды».

учитель биологии:

Петрова Е. П.

Мамадыш 2013 год.

Публикации по теме:

Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку "Кодирование звуковой информации" Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.

Новогодняя снежинка.Новогодняя снежинка. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 12:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД