Елена Петрова
Конспект урока экологии на тему «Мониторинг водной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП УРОКА : урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок.
ВИД УРОКА : комбинированный урок
ЦЕЛЬ УРОКА : Исследовать экологическую среду г. Мамадыш.
ЗАДАЧИ УРОКА :
1. Сформировать у учащихся целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу
Публикация «Конспект урока экологии на тему „Мониторинг водной среды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мониторинг
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
2. Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса
3. С помощью схемы определить состояние водной среды
4. Оценить нынешнее состояние р. Вятка и осадков г. Мамадыш
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА :
1. орг момент
2. постановка цели урока
3. актуализация знаний и практических и умственных умений
4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
6. Подведение итогов и результатов урока.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : компьютер, проектор, экран, презентация урока, проекты.
ПЛАН УРОКА :
1. Записать тему на доске
Здравствуйте ребята! Садитесь!
Сегодня на уроке мы продолжим вести мониторинг водной среды
Ребята, а давайте вспомним, что такое экологический мониторинг.
(Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.)
Если из космоса посмотреть на землю, то мы увидим сверкающий голубой шар, на котором расположены небольшие зеленые острова – материки и белые шапки снегов и льдов на полюсах. Основной голубой цвет нашей планете придают вода, гидросфера, водяная оболочка.
Вода занимает три четверти всей поверхности земли и составляет по объему 1,4 млрд кв. Из всего этого количества 92,2 % - соленая вода морей и океанов, 2,2 % - ледники Антарктиды и только всего 0,6% - 3,5 млн кв - вода питьевая, пригодная для нужд человека. Вода великолепно защищает Землю, поддерживая постоянную температуру. Благодаря водной оболочке условия жизни на планете относительно стабильны, благодоря воде возникла и существует сама Жизнь.
О значении воды в жизни природы и человека люди поняли уже в глубокой древности. Первыми законами человечества были законы о воде. Люди обожествляли воду, помещая в ручьи и реки нимф и русалок, в моря – морских богов.
Человек став геологической силой, далеко не всегда использует воду бережно. В огромных количествах драгоценная пресная вода используется для полива полей, в производстве различных веществ, застаивается и гниет в водохранилищах. Вода зачастую тратится безрассудно. Часто загрязняется – это бытовые стоки, ядохимикаты – тысячи тонн пестицидов – величайшая угроза для всего живого. Загрязнение пресных вод, а в последнее время и вод Мирового океана опасно тем, что большинство ядов способны накапливаться в организме, появляются опасные для жизни видоизменения – мутации. Механизм наследственности дает сбой.
Появляются в массе опухолевые, раковые заболевания. На сегодня более четверти населения земли страдают от нехватки пресной воды. часть всех запасов пресной воды находиться в нашей стране. 80 % от этого количества - в Байкале. Отсюда становится понятным, что Байкал – жемчужина нашей планеты, которой нет цены. Проблема сохранения чистой воды стоит настолько остро, что сохранение ее равносильно выживанию человечества. Загрязнение водоемов вызывается более 400 компонентами. В поверхностные воды в первую очередь проникают токсиканты из воздуха, растворимые в воде, а так же оседает мельчайшая пыль. Легколетучие продукты переработки нефти, некоторые растворители, нерастворимые в воде, синтетические поверхностно – активные вещества образуют на поверхности воды тонкую пленку, а в объем водоема практически не проникают. В глубине водоема основным источником загрязнения могут быть сбросы сточных вод от предприятий или канализаций, а также подземные воды. Особую опасность представляет загрязнение вод пестицидами, диоксинами, соединениями мышьяка, ртути, кадмия, свинца, цинка, некоторыми поверхностно – активными веществами, в том числе и используемыми в моющих средствах. Присутствие соединений железа, кальция, магния, алюминия, ухудшает качество питьевой воды, но еще не делает ее непригодной. В целом по России около 70 % природных водоемов утратили значение как источник питьевой воды вследствие загрязнения. Таким образом, при анализе воды из природных и искусственных водоемов контроль проводят по очень многим параметрам, используя инструментальные и классические методы.
Сегодня мы будем проводить мониторинг водной среды природного водоема, водопроводной воды и осадков. Давайте вспомним как мы это делаем. В водном мониторинге мы используем следующие датчики (презентация). Для сравнительного анализа данных мы исследовали 3 источника:
Осадки (дождь)
Водопроводная вода
Вода из водоема
Полученные результаты мы заносили в таблицы. Далее на основе данных результатов мы строили графики отдельные по каждому исследуемому параметру. Графики представлены в виде столбчатой диаграммы (разъяснение графика).
2. Практическая работа.
Ученикам предлагается произвести замеры водной среды : осадки, водопроводная вода, природный водоем. Каждому ученику представлена таблица где прописаны измеряемые параметры:
концентрация нитратов,
концентрация хлоридов,
концентрация минеральных веществ.
К демонстрационному столу приглашаются 3-5 учеников, которые производят замеры. (по очереди напр 2гр). Данные заносят в таблицу.
3. Домашнее задание.
Построить диаграммы на основе полученных данных.
на тему : «Мониторинг водной среды».
учитель биологии:
Петрова Е. П.
Мамадыш 2013 год.