Ольга Павельева
Тематическая неделя: «Путешествие по странам и континентам».
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя : «Путешествие по странам и континентам».
Цель: познакомить детей с обитателями степей и пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей и океанов, тропиков и субтропиков, некоторыми особенностями, приспособлениями животных и растений к жизни в разных климатических условиях; создавать условия для понимания, что особенности внешнего вида, способ существование и повадки живых существ зависят от условий их среды обитания; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
День 1ый-понедельник.
Публикация «Тематическая неделя: „Путешествие по странам и континентам“,» размещена в разделах
Беседа по вопросам: Что такое путешествие? Кто такие путешественники? Чем они занимаются? Чем турист отличается от путешественника?
Краткое содержание: путешествие-это поездка или передвижение пешком, обычно далеко от своего местопребывания. Чем отличается турист от путешественника? Тем, что турист приезжает и уезжает, а путешественник никогда не знает, как долго продлится его странствие. Турист просто созерцает окружающий его мир, а путешественники его исследуют, ставят над ним опыты, используя себя в качестве инструмента, то есть шествуют по пути исследования мира. И не важно, что это исследование заключается в походе к достопримечательностям соседнего города или в вылазке детей в заброшенный дом. Все это шаги на пути познания.
Чтение рассказа М. Зощенко «Перемена мест».
Тема «Дети Севера».
Рассказывание по картине «Дети Севера»
Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;
воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным и последующие;
словарь: уточнить знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе определений, синонимов;
звуковая культура речи: упражнять в четком произнесении скороговорки; развивать речевое дыхание.
Материал. Картина «Дети Севера».
Ход ООД.
Воспитатель выставляет на стенд картину «Дети Севера». Задает вопросы:
— Что изображено на этой картине? Какой край нарисовал художник? Почему вы думаете, что это Север?
— Как называют погонщика? (Каюр.) Как называются сани? (Нарты.)
— Какую пользу приносят олени? Чем они питаются?
— Какое настроение у детей, сидящих на нартах? Почему вы думаете, что веселое? Что делают остальные дети, изображенные на картине?
— Что вы знаете о жизни детей на Севере?
— Как можно назвать эту картину?
— Вы сказали, что дети, сидящие на нартах, веселые. А как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
— Посмотрите на оленей, они быстро бегут. А как можно сказать по-другому? Олени. мчатся, несутся, летят.
— Какие рога у оленей? (Ветвистые, гладкие, загнутые.)
— Какие народности живут на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
Воспитатель предлагает:
— Теперь придумайте рассказы о детях, изображенных на картине. Расскажите, как они оказались на нартах, как катались и чем все это закончилось.
В заключение дети рисуют свою картину, оленя обводят по шаблону, остальное дорисовывают сами.
Разгадывание загадок о животных Севера сопровождается просмотром презентации.
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый. (морж)
***
В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна. (тюлень)
***
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный. (олень)
***
В развалку ходит не спеша,
Великий рыболов.
В воде летает, что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин,
Одежда-фрак, зовут. (пингвин)
***
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут. (песец)
***
Крутые когти, мех густой.
Характер очень непростой.
И на врага нагонит страха
В серьёзной драке. (росомаха)
***
Из чаек известен полярный разбойник,
Гнездо разорит кровожадный. (поморник)
Графический диктант «Слон».
День 2ой-вторник.
Беседа по вопросам: «Что должны знать и уметь путешественники? Что путешественникам надо брать с собой в дорогу? Зачем? Какие правила безопасности должны соблюдать путешественники?»
Игра «Переход через пропасть».
Краткое содержание: «путешественники» совершают переход через пропасть (речку, яму т. д.) по бревну (по дощечке и т. д.)
Развивающая образовательная ситуация «Россия на шаре земном».
Цели: расширять представления о нашей Родине, о ее месте на планете Земля; дать понятия: Северный и Южный полюс, Арктика и Антарктида, уточнить понятия пустыня, степь, океан, море, озеро; воспитывать интерес к Земле, на которой мы живем; пробудить в душе ребенка тревогу за будущее планеты; желание предотвратить экологическую опасность.
Краткое содержание: рассматривание глобуса; беседа о планете Земля, определение местонахождения России; рассказ воспитателя о понятиях пустыня, степь, океан, море, озеро; знакомство с Северным полюсом - Арктикой и Южным – Антарктидой; беседа о подземных богатствах Антарктиды, о подземных богатствах России, об экологической опасности Земли; подведение итога.
Конструирование из напольного и настольного конструктора транспорта для путешествий.
День 3-ий, среда
Игра «Cлушаем и размышляем.
Краткое содержание:
Отгадывание загадки:
По реке плывет бревно,
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (крокодил).
Рассказывание детьми сказок, в которых один из героев –крокодил.
Чтение отрывка из книги Р. Киплинга «Почему у слона длинный нос».
Разучивание скороговорки: слоны спокойны и сильны.
Конструирование на тему «Забавные игрушки».
Цель: Изготовить фигурки в технике оригами, используя пооперационные карты.
Графический диктант «Бегемот».
Игра «Закончи предложения» :
Зимой метель (метет).
Ночью ветер в трубах (завывает, воет).
Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк (воет).
На зиму медведь в берлоге (засыпает).
Мороз щеки и носы (щиплет).
Зимой вода в реке (замерзает).
Зимой снег всё вокруг (накрывает).
Под снегом травка зимой (греется).
Загадывание загадок о животных холодных и жарких стран.
День 4ый-четверг.
Составление рассказа-сравнения «Белый медведь и жираф».
Краткое содержание: белый медведь-это северное животное, а жираф –южное. Медведь-животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта.
Беседа сопровождается просмотром презентации.
Моделирование карт маршрутов путешественников по морям и землям (из геометрических форм и палочек Кьюизенера).
Релаксация «Холодно –жарко».
Развивающая образовательная ситуация «Тайны русского леса».
Цели: уточнить представления детей о том, что такое природа, расширять знания о лесе: березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник, смешанный лес. Закрепить понятия лиственный-хвойный; воспитывать любознательность, с помощью ваты сконструировать зимний лес.
Ход ООД:
Беседа о зиме, зимних месяцах, признаках зимы.
Живое и неживое зимой.
Виды леса.
Конструирование дерева.
День 5-ый – пятница.
Итоговое. «Путешествие в пустыню».
Цель: углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителями пустыни. Развивать познавательную активность детей, воображение.
Рассматривание картины «Верблюд», чтение стихотворения С. Баруздина «Верблюд».
Рассказ воспитателя о верблюде.
Затем дети «пишут» письмо верблюду.
Здравствуй, уважаемый Верблюд!
Многие называют тебя кораблем пустыни. Как корабль, плывешь ты по песчаным волнам, преодолевая сильный ветер. Ни одно животное не может выдержать такое длительное время без воды и пищи. Гордое и сильное животное! Мы очень хотим быть твоими друзьями.
Дети подготовительной группы детского сада
Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать «угощение» своему другу. Через некоторое время, когда воспитатель сочтет, что письмо уже «дошло» до адресата, он вкладывает ответ верблюда в конверт и читает детям, или дети читают его самостоятельно.
Письмо одногорбого верблюда
Здравствуй, дорогой друг!
Пишет тебе из пустынного края одногорбый верблюд по имени Дромадер. Рад твоему письму. Я тоже очень хочу быть твоим другом. Считай, что я уже стал им.
Верблюд я домашний. Но это не значит, что все люди – мои друзья. Бывает, идешь-идешь, приляжешь, а хозяин уже тут как тут – с палкой в руках. Не люблю этого. Ведь не злюсь я на хозяина, когда он вдруг останавливается на отдых. Но сейчас у меня хороший хозяин, ты не волнуйся.
Несколько слов о себе. Животное я сильное. Поскольку я все время что-нибудь жую, меня называют жвачным. Любишь ли ты жевать? Если да, то ты, наверно, наш дальний родственник. Напиши, хватает ли у вас жвачки? Может, тебе прислать верблюжьей? Она необыкновенно вкусная.
Я довольно высок – целых два метра в высоту! Да и в длину я не маленький: три метра от начала морды (так у меня называется лицо) до хвоста. Самое интересное, что и от конца хвоста до начала морды столько же! Это меня удивляет. У меня очень длинная шея, короткая голова, а нос и рот – особые. Они так устроены, что пыль никогда не мешает мне дышать.
Как ты знаешь, горб у меня один, но мне хватает. В нем я запасаю жир на черный день, когда есть будет совсем нечего. Чем больше я ем, тем больше горб, и наоборот. Это очень удобно. Удивляюсь, почему люди так не делают. Иметь горб гораздо удобнее, чем таскать с собой в сумках или баулах огромные запасы еды, как это делает мой хозяин. Ведь я, например, благодаря своему горбу могу прожить без пищи целых десять дней.
Горжусь я и своей шерстью. А как же – она такая густая, волнистая, мягкая. Самые длинные волосы у меня – под шеей, на горбе, плечах и затылке. Может, кому-то не нравится цвет моей шерсти – не слишком выразительный. А для меня такой песочный цвет очень важен – помогает укрываться в пустыне. На груди, коленях и передних ногах у меня образовались мозоли. Но это вовсе не от того, что я такой трудолюбивый. Эти мозоли защищают меня от горячего песка, на котором я вынужден отдыхать.
Чтобы выжить в пустыне, мне приходится питаться сухими и жесткими растениями, даже если на них много колючек и шипов. Мне они даже кажутся вкусными. Ведь некоторые люди тоже любят «острые» блюда. Если среди твоих друзей есть такие, могу прислать парочку колючек.
Прощай, мой друг. Мне скоро отправляться в дальнюю дорогу с караваном. Вернусь не скоро. Путь предстоит нелегкий. Но я не жалуюсь, ведь я – выносливый верблюд. Пожелай мне удачи и побольше колючек в пути.
Прощай.
Твой Верблюд - корабль пустыни.
3. Опыт.
Воспитатель предлагает детям подышать на зеркальце. Дети выясняют, что зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки воды. Воспитатель поясняет: воздух, выдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Графический диктант «Верблюд».
Дидактическая игра «Кругосветное путешествие».
Цели: познакомить детей с животным миром морей и океанов; закреплять знания о материках и странах; активизировать развитие речевого словаря, умение строить логически законченные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; совершенствовать навыки общения, умения совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прикладывать маршруты путешествия.
Рисование восковыми мелками на тему «Что мне больше всего запомнилось из путешествия».
Цели: совершенствовать навык получения рисунка с помощью восковых мелков; закреплять умение составлять композицию; воспитывать любовь к родному краю.
Литература
1. Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Подготовительная группа. -Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.-445с.
2. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет/ М. : Мозаика-Синтез, 2011.-80с.
3. Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание» : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. -288с.