Татьяна Конева
Тематическая неделя «Домашние животные и их детёныши» во 2-й младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя во 2-й младшей группе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 148» города Перми
Тематическая неделя «Домашние животные и их детеныши»
во второй младшей группе
познавательно-речевое направление
подготовила: воспитатель
Конева Татьяна Владимировна
г. Пермь
2013
Публикация «Тематическая неделя „Домашние животные и их детёныши“ во 2-й младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Планирование
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Тематическая неделя «Домашние животные и их детёныши» направление: познавательно-речевое
Цель: Формирование знаний и представлений детей о домашних животных и их детенышей, их названиях, особенностей внешнего вида, жизненных потребностей (пища, жилище).
Задачи:
1. Знакомить детей с конкретными представителями домашних животных, их названиями, характерными особенностями (по схеме); затем знакомить с названиями детёнышей животных.
2. Формировать знания детей о понятии «домашние животные» (почему их называют –домашними : живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, животные дают человеку : молоко, шерсть; хорошее настроение)
3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей, соотносить названия детенышей животных в ед. числе и множественном. Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы.
4. Способствовать развитию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражания (громко – тихо).
5. Спобствовать развитию у детей физических и творческих умений через имитационные движения.
1 день
Совместная деятельность: Утро: продуктивная деятельность
Инициирующее мероприятие: в группе появляется кошка, мяукает, говорит, что потерялась, как теперь она будет жить без хозяйки, кто ее будет кормить молочком, она же дом. животное, кто за ней будет ухаживать? Дети вместе с воспитателем предлагают ей помочь, слепить для нее чашку и напоить молоком, затем кошка остаётся жить в группе.
НОД Лепка «Чашка для молока, чтобы покормить кошку» см. приложение №1 (на основе конспекта Волчковой В. Н., стр. 116)
Восприятие худ. литературы: Чтение сказок «Кот и Петух»,
«Петушок и бобовое зернышко».
Вечер: познавательно – исследовательская деятельность: математика/экология НОД
В группу пришло письмо от бабушки Маши из деревни, она приглашает детей в гости, познакомиться с животными (каких животных мы можем увидеть) см. приложение №2 (на основе конспекта Волчковой В. Н., стр. 110).
2 день Совместная деятельность:
Утро: двигательная деятельность
Имитационная гимнастика «Домашние животные и птицы»+ подвижная игра «Лошадки» см. картотеку
Коммуникативная деятельность НОД
В группу приходит котенок, ищет свою маму, дети помогают ему, приносят кошку. Как котенок звал свою маму? (дети отвечают) кто мама у котенка…и т. д. см. приложение №3 на основе конспекта Волчковой В. Н., стр. 113). + подвижная игра «Мыши и кот»
Коммуникативная деятельность: разучивать стих-е «Два кота» С. Я. Маршак (см. приложение №5)
Вечер: Рисование/ познавательно – исследовательская деятельность: беседа «Домашние животные и их детеныши» + настольная дидактическая игра «Большие и маленькие», «Чьи детки» см. папку («Домашние животные»)см. приложение №4 (на основе конспекта Волчковой, стр. 112)
3 день Совместная деятельность:
Утро: двигательная деятельность
Имитационная гимнастика «Домашние животные и птицы» + подвижная игра «Лохматый пес»
НОД Физическая культура (с использованием имитационных движений, изображающих дом. животных и птиц – «Весёлые превращения»)
Музыкально-художественная деятельность (с использованием имитационных движений и звуков, изображающих дом. животных и птиц)
Восприятие худ. литературы: (перед обедом) инициирующее мероприятие: в группу пришла кукла Катя, рассказывает, что живет в деревне и ждет гостей, а каких, отгадывают дети, Катя загадывает загадки про дом. животных. см. Ушакова О. С., Струнина Е. М., стр. 162 №5 загадки, потешки о дом. животных
Вечер: продуктивная деятельность
Инициирующее мероприятие в группе появляется Овечка, она просит ребят поухаживать за ней и ее подружками, и расчесать им шерстку, колечко к колечку. Дети помогают.
Аппликация «Шерстка из скомканных салфеток».
4 день Совместная деятельность :
Утро: двигательная деятельность
Утренняя гимнастика + подвижная игра «Курочка и цыплята»
продуктивная деятельность
Инициирующее мероприятие: рассказ воспитателя, о том, как у бабушки Марии разбежались все гуси (домашние птицы, потому что она не построила для них заборчик, внести игрушечных гусей, предложить построить загон с заборчик, сфотографировать и отправить бабушке фотографию, чтобы она построила также, чтобы гуси не разбегались. Конструирование «Заборчик», см. Куцакову Л. В., стр. 42
Вечер: ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Кукольный спектакль: «Кот, петух и лиса»
Самостоятельная деятельность детей (на все четыре дня) :
- Внести в рабочую зону плакат «Домашние животные»
Цель: уточнение и закрепление представления детей о внешнем виде домашних животных.
- Внести в рабочую зону картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.
Цель: уточнение и закрепление представления детей о внешнем виде домашних животных и их детенышей.
- Внести в зону активности шапочки-маски с изображением домашних животных.
Цель: развитие двигательных и творческих навыков детей в самостоятельных имитационных играх.
- В рабочую зону внести пластилин, доски, картинки с изображением чашек и мисок, кошки, которая пьет из миски.
Цель: развитие художественных навыков детей через лепку поделок.
- Внести в рабочую зону силуэты овечек, салфетки, кисть, клей.
Задачи: развивать интерес детей к аппликации, аппликативные умения детей, умение создавать образ овечки с помощью мятой салфетки.
- Поместить в активную зону панно «Домашние животные»
Цель: формирование и закрепление понятия «Дом. животное» (живет около человека, он ухаживает, а животное приносит человеку пользу.
- Пометить в учебную зону раскраски с изображением дом. животных и их детенышей.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление знаний и представлений о дом. животных, их детенышей, и особенностей их внешнего вида.
Взаимодействие с родителями: Организация родителей на репетицию и демонстрацию кукольного спектакля для детей «Кот, петух и лиса»
Приложение №1
Вид детской деятельности: продуктивная
Образовательные области: художественное творчество, познание
Тема : «Чашка для молока, чтобы покормить дом. животное».
Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к животным, интерес к ним. Учить лепить из круглой формы чашку путем вдавливания пластилина, поднимания стенок чашки.
Материал: пластилин, доски, образцы керамической и деревянной посуды.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то мяукнул! Кто это? (кошка)
Где же она, как кошка оказалась у нас у группе? Давайте ее поищем! (находят)
В: Кошечка, ты же домашнее животное, тебе, кошка надо жить в доме вместе с хозяевами.
Кошка: Я пошла гулять и заблудилась! Моя хозяйка ухаживала за мной, кормила меня, гладила по шерстке, поила меня молочком. Кто теперь за мной будет ухаживать, кто напоит молочком? Я же не могу сама добыть молочка? Я домашнее животное!
В: Не переживай, кошечка, мы тебе поможем! Да, ребята? (поможем) Мы слепим для тебя миску и напоим молочком!
(лепят, воспитатель показывает и рассказывает как надо лепить – скатываем шарик или «колобок», сплющиваем его крепкими пальчиками, поднимаем края миски, дети лепят, играют с кошкой, кормят ее, а воспитатель предлагает кошке остаться в группе, а дети обещают ухаживать за ней, потому что она домашнее животное и будет нам помогать, ловить мышек если понадобится.
Приложение №2
Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация
Задачи: Знакомить детей с конкретными представителями домашних животных, их названиями, характерными особенностями (по схеме); (знакомить с названиями детёнышей животных – настольно печатных играх, режиссерских играх на поле). Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.
НОД:
В: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от бабушки, которая живет в деревне. Она приглашает нас в гости. А вы были когда-нибудь в деревне?
А давайте поедем туда на поезде. (едем) Вот мы с вами оказались в деревне.
Вот в этом доме живет наша бабушка. Во дворе у нее живут домашние животные и птицы. Давайте посмотрим, какие домашние животные у нее живут. (дети рассматривают, называют: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза, баран)
В: А в квартире все эти животные могут жить? (нет, почему (потому, что некоторым животным нужен свой домик) Человек заботится о своих домашних животных, строит им жилище. Корове - коровник (закрепить).
Свинье - свинарник (закрепить). Лошади - конюшня (закрепить).
Собаке - будку (закрепить).
Домашние животные не могут построить себе нору, берлогу или дупло, домашние животные не приспособлены к жизни в лесу.
На поле расположить домашних животных около дома человека.
Ребята, а вы уверены, что это животные? Какие особенности у животных? Давайте разберемся ( рассматривают схему: лапы-хвост -морда - шерсть.)
Так, то, что это животные, мы убедились.
В: Еще у бабушки живут домашние птицы, а какие это птицы, вы узнаете, как только отгадаете загадки.
Шипит, гогочет, Ущипнуть меня хочет (гусь –открыть картинку)
В: Как называют детенышей гуся? (гусёнок)
Под дождем гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, вот это шутка, Ну, конечно, это …утка.
А как называют детенышей утки? (утята)
Во дворе у бабушки кроме гусей и уток еще кто-то живет.
Кто так заливисто поет, О том, что солнышко встает? (петух). Вот он наш красавец петушок. Какой у него гребешок? А какой красивый хвост?
Петушок живет у бабушки не один. Квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (курочка с цыплятами). Курочка кричит громко, а цыплята как?
Вот мы и познакомились со всеми животными и птицами, которые живут у бабушки во дворе.
Это все домашние птицы и домашние животные, все люди, у которых живут домашние животные, ухаживают за ними, а животные людям, помогают: Корова - молоко (дает). Кошка - мышь (ловит). Лошадь - телегу (возит).Собака - дом (охраняет)., курица – яйца (дает, петух – будит по утрам.
А давайте мы с вами превратимся в домашних птиц и домашних животных и покажем, как они ходят и кричат. (Дети повторяют имитационные движения за воспитателем).
Ребята: Сегодня мы с вами побывали в деревне, нам пора возвращаться домой. А давайте, попросим у бабушки, может она нам подарит домашних животных и птиц, и мы будем ухаживать, и играть с ними в группе. (взяли) Наш поезд отправляется. Вот мы с вами снова в детском саду.
Дети играют на «поле» домашними животными.
Приложение №3
Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность, игровая деятельность
Образовательные области: Коммуникация, Познание, Социализация
Тема : «Кто как кричит?»
Задачи: связная речь: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ;
грамматика: учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-;
словарь: различать слова с противоположным значением (большой - маленький);
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [и], учить регулировать высоту голоса.
Ход НОД:
В группу приходит котенок, ищет свою маму, дети помогают ему, приносят кошку. Как котенок звал свою маму? (дети отвечают) кто мама у котенка (кошка) Посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь). (Протяжно произносит звук и-и-и). Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы).
А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок).
Посмотрите, мама-лошадь (большая, а ее детеныш-жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.
Как кричит жеребенок?
А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья). Как кричит свинья? Кого она зовет? (Сыночка, ребенка, детеныша). Кто ее детеныш? (Поросенок). Мама-свинья какая? (Большая). А поросенок какой? (Маленький). Как кричит мама? (Громко). Как кричит сынок? (Тихо).
А чей детеныш кричит «му-му-му»? (словосочетание произносится на высоких тонах). Кто его мама? (Корова). А как зовут детеныша коровы? (Теленок). Корова какая? (Большая). А теленок какой? (Маленький). Корова как кричит? (Громко). А теленочек как кричит? (Тихо).
Ребята, а давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или ее детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых животных и детенышей).
Молодцы!
А давайте сами сочиним сказку «Как маленький детеныш потерялся и как он нашел свою маму»? (Прикрепить схему сказки - алгоритм, дети при-думывают сами, про какого детеныша они будут рассказывать, воспи-татель помогает).
Пример. «Жили были корова и ее сынок теленочек. Щипали они травку на лугу. Теленочек потерялся. Стал он плакать и звать маму «му- му». Мама услышала и позвала его «МУ-МУ». Теленок прибежал к маме. Мама обрадовалась и теленочек тоже».
Игра-имитация «Спящий детеныш», дети в группе играют домашними животными на игровом поле.
Приложение №4
Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность
Образовательные области: Коммуникация, Познание, Социализация
Беседа: «Домашние животные и их детеныши».
Задачи: закреплять знания и представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уметь различать разных животных по внешним характерным признакам. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных.
Ребята, к нам в гости пришел поросёнок Фунтик. Поросенок: здравствуйте, ребята, меня зовут Фунтик.
В: Что-то ты, Фунтик, расстроенный, заплаканный? Что с тобой случилось? (поросёнок рассказывает детям, что он потерялся, а так как он еще маленький, он забыл кто он такой и какая у него мама).
Ребята, как же нам поросенку помочь? Сначала надо разобраться, кто он такой.
Кто ребята знает? (Поросенок).Правильно! Скажите Фунтику, кто он такой (дети общаются с фунтиком, говорят ему, что он поросенок). (Он радуется, обнимает всех детей, говорит, что они ему очень помогли, а потом опять огорчается, ведь маму свою он тоже забыл. Показывает детям картинки с изображением коровы, лошади, овцы, козы, свиньи и просит показать ему его маму). (Дети находят свинью. Повторяют, что это домашние животные).
В: Ребята! А вдруг Фунтик пока дойдет до дома опять забудет, он ведь такой еще несмышленый. Надо ему рассказать подробно, по каким признакам он ее должен узнать.
Садись, Фунтик (рядом прикрепляется картинка с изображением свиньи). Наши дети тебе расскажут, правильно они угадали твою маму или нет. (схема)
(Дети с помощью воспитателя сравнивают Фунтика со свиньей и с другими животными).
Цвет розовый - а у лошади, коровы и т. д. серый, коричневый.
Нос пятачком - а у козы, лошади и т. д. нет пятачка.
Уши почти у всех одинаковые.
Глаза маленькие, а у лошади, коровы и т. д. побольше.
Хвост крючком, а у лошади большой, у коровы - метелкой. Копыта почти у всех одинаковые.
Рогов нет, а у коровы и козы есть рога.
Определяют, что Фунтик больше всего похож на свинью.
Фунтик благодарит детей, удивляется, какие они умные и предлагает картинки с изображением разных детенышей. Сумеют ли дети найти всем детенышам маму и пусть детенышам также расскажут все признаки, чтобы они не забыли и никогда не терялись. (Дети рассказывают с помощью воспитателя).
Игра с Фунтиком «Нашлись -потерялись».
Приложение №5
Разучивание стихотворения
Два кота
Жили-были
Два кота -
Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?
С. Маршак
Дополнительные материалы для взаимодействия с детьми в рамках тематической недели «Домашние животные и их детеныши»
Подвижные игры
«Петух»
Трух- тух- тух! Трух- тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит. На весь двор кричит.
Кто услышит. Тот бежит
Хрюша
Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий запевает песню и показывает движения. Дети подхватывают песню и повторяют движения за ведущим. Можно поставить резиновую игрушку свинку (Хрюшу) так, чтобы ее хорошо видели
А у Хрюши, а у Хрюши Вот такие уши! (Изображает руками возле головы огромные уши.)
А у Хрюши нос курносый
Вот такой, вот такой! (Показывает.)
А у Хрюши хвост вертлявый
Вот такой, вот такой! (Показывает.)
А у Хрюши ножки
Вот такие, вот такие. (Показывает.)
А у Хрюши ушки
Вот такие, вот такие. (Показывает.)
А у Хрюши живот
Вот, вот, вот. (Показывает.)
Ходит Хрюша наш бочком,
Вот так, вот так. (Показывает.)
Ходит Хрюша с пятачком
Вот таким, вот таким. (Показывает.)
А наш Хрюша говорит
Вот так, вот так. (Хрю-Хрю Хрю-Хрю.)
Хватит Хрюшу
Нам дразнить,
Лучше будем Дружно жить! (Подходит к игрушке и гладит ее.)
Загадки:
Идет, бредет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-е-е». (Козел)
На заборе сидит,
«Ку-ка-реку» кричит. (Петух)
Мычит: «Му-у».
Кто это? Не пойму. (Корова)
Гав! Гав! На заре.
Гав! Гав! На дворе. (Собака)
Почему сказал он: «Му-у"?
«My» сказал он потому,
Что мешают спать ему. (Теленок)
Он сердится: «Ты чего
Спать мешаешь?. Иго-го!» (Лошадка)
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьет, песенки поет,
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки. (Кошка)
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочко дает. (Корова)
Дидактические игры (речевые)
Чьи детки
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, коза — козленок, кошка котенок, собака — щенок, фланелеграф.
Содержание диагностического задания
Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное — маму. Например:
— На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.
— Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
— Как зовет детеныш коровы свою маму?
— А лошади? И т. п.
Кто как кричит
Взрослый напевает песенку, рассматривая с малышом книжку с соответствующими картинками. Стимулирует его к звукоподражанию, показывая картинку, спрашивает: «Как гусь кричит?» и т. д.
Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка! (говорком)
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка! (говорком)
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка! (говорком)
Кар-кар-кар-кар-кар!
Загадки
Посреди двора
Стоит копна:
Спереди - вилы,
Сзади - метла. корова
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. корова
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. корова
Хвост крючком,
Нос пяточком. (Свинья)
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце. (Поросенок)
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа -пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
дет, идет,
бородой трясет,
травки просит: "Ме-ме-ме,
дай-ка вкусной мне-еее" (Козел)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. Коза
Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его? баран
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
Скопытами, да не лошадь. (Осел)
С хозяином дружит,
Домик сторожит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком. (Собака)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Не говорит и не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается
Громко лает,
а в дом не пускает?
(Собака)
Как За котом бежал щенок,
Но догнать его не смог.
От досады взвыл, потом -
Стал гоняться за хвостом.
Чёрный нос, четыре лапы,
Хвост крючком, и весь лохматый,
Боком бегает смешно,
Ухо вверх торчит одно.
Он пролез в дыру в заборе:
Подошёл сначала к Боре,
Дал погладить по спине,
А потом прильнул ко мне.
Ткнулся носом мне в ладошку,
Полизал её немножко.
Замечательный щенок!
Хочешь с мясом пирожок?
Я завидую овечке
Я завидую овечке:
По душе ее колечки.
Это надо ж умудриться:
С головы до ног завиться
И без зеркала, расчески
Мастерить себе прически.
В речку глянула корова,
А на дне лежит подкова.
"Му, - подумала корова,-
Подходящая подкова.
С ней была бы я быстрей
Всех знакомых лошадей!"
Белая Лошадь с белым хвостом
И Черная Лошадь с черным хвостом
Вдвоем по поляне
Гуляли в тумане
И свежее сено нашли под кустом.
Белая Лошадь с белым хвостом,
Сено доев, сообщила о том,
Что сено как сено,
Хотя, несомненно,
Сено не может сравниться с овсом.
Черная Лошадь с черным хвостом
С ней согласилась, добавив притом,
Что сахар не хуже
И слаще к тому же,
Но реже, чем сено, лежит под кустом.
Что за толстая зверюшка?
– Бледно-розовая хрюшка!
Хвостик – маленький крючок,
Носик – мягкий пятачок.
Нет у коровы
С питаньем хлопот –
Ходит по травке
И травку жуё т:
Завтрак с обедом –
Зелёный лужок,
Полдник – лужайка,
А ужин – стожок!
Список использованной литературы
1. Бабаева Т. И., Березина Т. А., Акулова О. В Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» - «Детство-Пресс», 2011
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 392 с.
3. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упраженения/Авторы – составители О. С. Ушакова, Е. М. Мтрунина. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 224 с. – (Тропинки)
4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.