Ольга Подузова
Тематический план работы с детьми по программе «Что, где и как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
(подготовительная группа)
(6-7 лет)
Сроки проведения
Количество занятий
Темы занятий - экспериментов
Программное содержание
Сентябрь 1 «Песчаный конус» Установить свойства песка.
1 «Песок – природный фильтрат» Познакомить со способом фильтрации песком, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
1 «Что такое камни?» Формирование представления детей о внутреннем строении Земли. Рассмотреть некоторые объекты неживой природы, горы, возвышенности.
Публикация «Тематический план работы с детьми по программе „Что, где и как?“» размещена в разделах
1 «Простые и ценные камни»
Сформировать представление детей о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Умение называть свойства и особенности камней (крепкий, твёрдый, холодный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Развивать интерес к камням, умение обследовать камни с помощью органов чувств.
Октябрь 1 «Морские камни»
. Сформировать знания детей о камнях рождё нных морем: коралл, жемчуг, известняк. Сформировать представление о жизни полипов,
мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими,
рассказать об использовании человеком
1 «Драгоценные камни» Сформировать преставление детей о том, какие бывают драгоценные камни: алмаз, бриллиант, агат, нефрит и др. Как человек использует драгоценные камни.
1 «Камень, рождённый деревом» Познакомить детей с камнем, рождённым деревом- солнечным янтарё м: цвет, свойства. Происхождение, использование. Познакомить с происхождением каменного угля и его использованием в жизни человека.
1 «Как человек использует камни»
Формирование представления детей о разнообразии камней. Показать какую роль играют камни в жизни человека. Познакомить с некоторыми камнями, которые люди используют с древних времён. Развивать познавательный интерес.
Ноябрь 1 «Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.» Знакомство с программой и областями.
1 «Температура» Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета
1 «Температура» Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.
Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
1 «Температура» Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение).
1 «Температура» Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.
Декабрь 1 «Свет» Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера или телевизора – источник света
1 «Свет» Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате) Влияние света на жизнь растений
1 «Свет» Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).
1 «Свет» Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»
Январь 1 «Электричество» Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».
1 «Электричество» Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.
1 «Электричество» Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором.
Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки
1 «Электричество» Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением.
Февраль 1 «Кислотность» Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка
1 «Кислотность» Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.
1 «Кислотность» Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды.
1 «Кислотность» Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.
Март 1 «Магнитное поле» Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами.
1 «Магнитное поле» Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.
1 «Магнитное поле» Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.
1 «Магнитное поле» Показ фокусов «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»
Апрель 1 «Пульс» Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.
1 «Пульс» Измерение пульса (взрослого, ребёнка).
1 «Пульс» Пульс и упражнения. Создание пульса (медленный, быстрый пульс).
Когда сердце бьется чаще.
1 «Пульс» Измерение пульса у детей после физических нагрузок
Май 1 «Сила» Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы. Измерение веса
1 «Сила» Измерение силы удара, силы пальцев. Игра «Кто сильнее ударит».
1 «Сила» Проводить эксперимент по измерению силы под колёсами игрушечного автомобиля.
1 «Сила» Сила в единстве. Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).
Список рекомендуемой литературы для педагога:
«Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет
«Времена года», «Хочу всё знать»1300 опытов и экспериментов для детей от А до Я.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка - Пресс, 1997 .
Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2 Рыжова П. А. «Экологическое образование в детском саду» М. :2001г. Игра- экспериментирование.
Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС,2014.
Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации,-М. : ТЦ Сфера, 2014.
Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации,-М. : ТЦ Сфера, 2014.
Список рекомендуемой литературы для воспитанников:
«Большая Энциклопедия «почемучек» издательство: Росмэн- Пресс-2014г.
Романдины Василий и Людмила: «Почему, ветер дует?» 40 опытов и экспериментов - удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет.
Романдина М. «Почему ботинки не летают?» 60 факторов и экспериментов, испытаний и фактов, ребусов по физики и химии.
Г. Ященко «Почему трава зелёная и ещё100 детских «почему»