Татьяна Акимова
Тематическое музыкальное занятие «Рождение музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ТЕМАТИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ»
(с использованием слайдовой презентации).
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 11 «ЛУЧИК»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
АКИМОВА Т. М.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Стимулировать у детей интерес к музыке и обогащать восприятие детей красотой музыки.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Тематическое музыкальное занятие „Рождение музыки“» размещена в разделах
• Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно - эстетический вкус.
• Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
• Закреплять знания об элементарных музыкальных понятиях : звук, марш, ноты, о профессии композитор.
• Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
• Знакомить с творчеством композиторов.
• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.
• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (танцевальные движения).
• Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Ход ЗАНЯТИЯ.
ПОД МУЗЫКУ Э. ГРИГА «УТРО» ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ, САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ.
(Слайд № 1 с музыкальным сопровождением «Утро» Грига)
МУЗ. РУК. :
Здравствуйте, ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.
o Какие звуки вы обычно слышите дома?
(Слайд № 2 со звуковым сопровождением «Атмосфера квартиры, кухни»).
- Верно! Голоса родных, журчание воды, бегущей из открытого крана, ворчание закипающего чайника, шум разных электроприборов, а ещё звуки музыки, льющейся из музыкального центра или телевизора.
o Какие звуки можно услышать на улицах города?
(Слайд № 3 со звуковым сопровождением «Шум города»).
- Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.
(Слайд № 4 со звуковым сопровождением «Голоса леса»).
- Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шум дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьёв, звон капелей, сердитое завывание ветра.
Видите, как много звуков мы с вами вспомнили!
Для композитора эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.
РЕБЁ НОК: (Читает стихотворение)
(Слайд № 5 Сопровождает чтение стихотворения музыкой композитора А. Петряшевой «Отдых у реки»).
КОМПОЗИТОР.
Композитор музыку слышит
В шуме дождя и грома раскатах,
Ноты в тетрадь композитор запишет,
А музыканты исполнят сонату.
Композитор музыку слышит
В шелесте листьев, в плеске прибоя.
Ноты в тетрадь композитор запишет –
Песню споём мы вместе с тобою!
МУЗ. РУК. :
o Ребята, а кого называют композитором?
- Да, композитором называют человека, который сочиняет музыку. В переводе с латинского слово композитор означает «сочинитель». Многие композиторы писали и пишут музыку для детей.
o Каких композиторов вы знаете? Назовите их.
- Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом».
(Слайд № 6, 7, 8, 9 – Портрет П. И. Чайковского. И музыкальные пьесы композитора : «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».
o Какие произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского мы с вами слушали?
- Послушайте фрагменты из них и постарайтесь узнать и назвать их.
ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ПЬЕС ИЗ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» ЧАЙКОВСКОГО
(«Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков»).
o Ребята, а что означает слово марш?
- Да, слово «марш» в переводе с французского означает «ходьба».
А сейчас, давайте с вами встанем и будем маршировать, как настоящие солдаты под эту прекрасную музыку П. И. Чайковского.
УПРАЖНЕНИЕ ДЕТЕЙ В ХОДЬБЕ ПАРАМИ ПОД МАРШ.
(Садятся на места).
МУЗ. РУК. :
Очень многие композиторы сочиняли музыку для детей. Одним из них был величайший немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.
(Слайд № 10. Портрет Иоганна Себастьяна Баха)
- Он сочинял музыку для своих детей не подозревая, что его «музыкальными детьми» на все будущие времена станут дети всего мира.
- Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс.
(Слайд № 11. Портрет композитора Камиля Сен-Санса).
- В его знаменитой сюите, написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей. Сюита так и называется – «Карнавал зверей».
Предлагаю вам послушать и посмотреть наш музыкальный мультфильм с музыкой Сен-Санса «Карнавал зверей».
Слайд № 12. МУЛЬТФИЛЬМ «КАРНАВАЛ ЗВЕРЕЙ».
МУЗ. РУК. :
Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.
- С. С. Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк».
(Слайд № 13. Портрет композитора С. С. Прокофьева)
- Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец Григорий Гладков – к мультфильму «Пластилиновая ворона».
(Слайд № 14. Портреты композиторов: Геннадия Гладкова и Григория Гладкова).
- Я думаю, многие из вас знают и любят песни Владимира Шаинского.
(Слайд № 15, 16, 17, 18. Портрет композитора В. Шаинского. И мелодии песен: «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены», «Чунга – Чанга», «Улыбка»).
- Сейчас мы с вами проведём небольшой конкурс. Будут звучать мелодии песен, а вы должны будете отгадать название песни.
Итак, начинаем.
Звучат мелодии песен Владимира Шаинского «Голубой вагон», «Песня про улыбку», «Песенка крокодила Гены», «Чунга-Чанга», дети отгадывают.
- Предлагаю вам, ребята спеть песню В. Шаинского «Улыбка».
ПЕСНЯ «УЛЫБКА» ШАИНСКОГО
МУЗ. РУК. :
o Ребята, а как же композитор записывает созданную им мелодию?
Да, он делает это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово нота переводится с латинского как «знак».
o Как вы думаете, сколько существует нот?
- Правильно! Ровно семь.
o А как они называются?
- Да, называются они так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты располагаются на пяти линейках, которые называются нотным станом.
Ребята, давайте вспомним наше упражнение «Цирковые собачки» и споём все нотки вверх, а потом вниз.
(Слайд № 19. Цирковые собачки с сопровождением музыки).
УПРАЖНЕНИЕ «ЦИРКОВЫЕ СОБАЧКИ»
(Дети поют гамму С-dur вверх и вниз).
МУЗ. РУК. :
А теперь посмотрите, к нам пришли гости. Это наши любимые «Фиксики». Обратите ваше внимание на экран и посмотрите, как фиксики рассказывают о нотах, музыке и музыкальных инструментах.
(Слайд № 20. Мультфильм «Фиксики. Ноты»).
МУЛЬТФИЛЬМ «ФИКСИКИ. НОТЫ»
МУЗ. РУК. :
А сейчас, ребята я приглашаю вас станцевать танец «Польку», музыку к которому написал композитор П. И. Чайковский. Но, это будет не просто танец, а танец, сочинённый вами. Итак, мальчики приглашают девочек. Приготовьтесь к танцу. Слушаем музыку…
(Слайд № 21. Картинка с музыкальным сопровождением «Полька» Чайковского).
ТВОЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – ТАНЕЦ-ИМПРОВИЗАЦИЯ «ПОЛЬКА».
МУЗ. РУК. :
Ну, вот, ребята, мы сегодня с вами и узнали, как рождалась музыка. А теперь ответьте мне на вопросы:
o Как называют человека, который сочиняет музыку?
o С помощью чего композитор записывает музыку на листе нотной бумаги?
o Сколько всего нот?
o Назовите их?
o Какие вы знаете музыкальные инструменты?
o Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?
- А теперь наше занятие окончено. Вы были внимательными, активными и старательными. А теперь до свидания.
ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВЛАДИМИРА ШАИНСКОГО «УЛЫБКА» УХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Шорыгина Т. А.
Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М. : Книголюб, 2006