Получи документы

Тематическое занятие «Защитники земли русской»

Любовь Бутузова
Тематическое занятие «Защитники земли русской»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Искорка»

Конспект занятия по основам православной культуры

Тема :

«Защитники земли русской.

День защитника Отечества»

Подготовила:

Бутузова Л. А.,

музыкальный руководитель, педагог по ОПК

г. Людиново.

2016г.

Цель:

- формирование и развитие социально-значимых ценностей: гражданственности, патриотизма, любви к Родине, на примере подвигов героев прошлого.

Задачи:

Публикация «Тематическое занятие „Защитники земли русской“» размещена в разделах

- приобщать детей к истории России; к духовно-нравственным ценностям православным традициям Родины и семьи;

- воспитывать нравственно- патриотические чувства;

- воспитывать уважение к людям, прославивших Россию;

- формировать навыки общения между детьми и взрослыми.

Предварительная работа:

- просмотр мультипликационного фильма «Лебеди Непрявды», с последующим обсуждением;

- разучивание стихотворений, песен, танцевальных композиций, соответствующих теме занятия;

- чтение рассказов о защитниках Родины, А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей.

- рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций, которые отображают прославление русского воинства.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал. Исполняют хоровод «Россия»

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам в сад. Они хотят увидеть, чему мы с вами научились. Давайте мы дружно пожелаем всем присутствующим здоровья.

Дети: Здравствуйте!

Дети проходят на места.

Педагог: Ребята, мы живем в огромной стране, имя которой – Россия! Это наше Отечество, наша Родина! А кто ответит на такой вопрос: как называлась наша Родина в далеком прошлом?

Дети: Русь.

Педагог: Правильно. Наша страна называлась - Святая Русь, потому что наши предки свято верили в Бога и чтили Его заповеди.

Ребенок: «Русь называют Святою…»

Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Тихо о чем -то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.

Педагог: Ребята, какая наша страна?

Дети: Наша страна очень красива и богата- синева морей, рек и озер, необъятные поля, величественные горы, прекрасные леса… Наша страна самая большая во всем мире.

Педагог: И конечно, во все времена другие страны желали завоевать нашу землю, чтобы владеть всеми богатствами нашей Родины. Скажите, ребята, как поступали русские люди, когда грозила опасность?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Во все времена русские люди вставали на защиту своего Отечества. Как их называли?

Дети: Называли их – защитниками Отечества.

Педагог: В древние времена русские земли славились богатырями. Имена каких богатырей вы можете назвать?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Самым известным на Руси был богатырь по имени Илья Муромец. Расскажите, пожалуйста, каким был Илья Муромец?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы. Илья Муромец был человек невысокого роста, но обладал огромной силой. Он много потрудился во славу земли русской, защищая ее от врагов. А в конце жизни ушел в монастырь, принял постриг и стал монахом. После смерти его причислили к лику Святых, а его мощи до сих про хранятся в Киево- Печерском монастыре. Паломники со всего мира приезжают в этот монастырь, чтобы поклонится и попросить помощи у этого святого.

Шли годы, а врагов не становилось меньше. Со всех сторон Русь терпела нападки других народов. В то время Русью правил молодой князь Александр. Хоть он был и молод, но очень умен, и свято верил в Бога. В 1240 г. На Русь напал шведский король со своим войском. Ребята, как поступил князь Александр?

Ответы детей.

Педагог: Князь собрал войска со всей Руси и выступил против врага. Перед сражением, князь произносил молитвы и просил у Бога помощи в защите своих земель. Божие знамение укрепило веру в победу. Одному из воинов князя перед боем было видение. Воин стоял на страже и уже близился рассвет, как он заметил шум на реке. Воин стал всматриваться и увидел плывущую лодку, в которой стояли два светлых витязя. В этих витязях воин узнал свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. Св. Борис сказал своему младшему брату такие слова: «Брат Глеб, прикажи гресть; надобно помочь нашему сроднику Александру». Пораженный чудом воин все передал князю. Сражение состоялось на реке Неве. Ребята, какие слова перед боем произнес князь Александр?

Ответы детей.

Правильно. «Не в силе Бог, а в правде!». А как прозвали князя Александра после победы над шведами на реке Неве?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Князя стали называть Невским. Но недолго радовались русские люди победе. Через 2 года на Русь напали немецкие рыцари. Один вид рыцарей наводил ужас - они были закованы в железные латы и железные шлемы, даже лошади были закованы в железо. Но не устрашился юный князь, он снова собрал дружину и со словами : «С нами Бог!» наши войска вступили в бой с врагом и одержали победу. Сражение произошло на Чудском озере в 1242 г. Как называется это сражение?

Ответы детей.

Педагог: Да, это сражение вошло в историю как Ледовое побоище. Композитор С. Прокофьев написал великое произведение, которое называется «Александр Невский». Внимательно прослушайте отрывок из этого произведения и представьте то сражение. Композитор очень точно передал в музыке образы и немецких рыцарей и русских воинов и само сражение.

Слушание: С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Педагог: Какие слова произнес после той битвы князь Александр Невский?

Ответы детей.

Педагог: правильно, он произнес такие слова: «Кто с мечем к нам придет - от меча и погибнет!». Эти слова и в наши дни очень важны. Перед смертью Александр Невский принял постриг и стал монахом. После смерти Александр Невский причислен к лику святых. А много лет спустя, указам первого Российского императора Петром 1, мощи святого благоверного князя Александра Невского были перенесены в Петербург, и затем там был построен монастырь в честь Святой Троицы и святого благоверного князя Александра Невского. В дальнейшем монастырь приобрел статус лавры. Лавра- это крупнейший мужской монастырь, имеющий особое историческое и духовное значение.

Шли годы, сменялись правители, а врагов не становилось меньше. Постоянно на наши земли нападали татаро- монголы- грабили города и села, угоняли русских в плен. Ребята, вчера мы с вами посмотрели мультфильм о том сражении, который называется «Лебеди Непрявды». Расскажите, пожалуйста, о тех событиях.

Ответы детей.

В те годы правил Русью Князь Дмитрий. Видя на разрушения своих земель, он решает изгнать татар из своего государства. И стал собирать войска со всей Руси. В 1380 г. русские воины выступили против татаро- монгол, на Куликовом поле.

А перед боем князь едет к святому старцу Сергию Радонежскому и берет у него благословление. Святой Сергий благословляет князя на бой и благословляет двух воинов- монахов вместе с князем сражаться за землю русскую. Звали этих воинов- Александр Пересвет и Андрей Ослябя. По правилам тех лет, перед боем с враждующих сторон выступали поединщики. Со стороны неприятеля выехал богатырь Челубей- огромного роста, на вороном коне, в крепких доспехах, а со стороны русского войска- монах- воин Александр Пересвет. Поединщики сошлись в жестоком бою, они погибли оба. После поединка началась кровавая битва, и по молитвам святого старца Сергия русское войско одержало победу.

Педагог: После смерти князь Дмитрий также причислен к лику святых. Чтобы укрепить свой дух перед сражением русские воины исполняли такие песни.

Пение «Вспомним, братцы, Русь и славу».

Педагог: После смерти князь Дмитрий также причислен к лику святых. Ребята, как вы думаете, что называют голосом святой Руси?

Ответы детей

Педагог: Правильно. Голосами Руси называют колокола. Почему колокола называли голосом Руси?

Ответы детей.

Педагог: О чем рассказывали колокола?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Колокола рассказывали о жизни людей- о радостных событиях, о скорбных минутах, о великих православных праздниках, о надвигающихся опасностях и приближении врагов. Услышав колокольный звон, люди знали, что их ждет. О приближение опасности- колокола били набат, а о радостях возвещал колокольный перезвон.

Танец «Колокола России»

Педагог: Пролетело много столетий…. Наступили наши дни. В России выросло множество городов, строились заводы, фабрики. Ничего не предвещало беды… Однажды ночью, когда люди мирно спали, немецко- фашистские войска напали на нашу землю. На самолетах они бомбили спящие города и села. Это было в 1941г. Как поступили русские люди, когда пришла беда на родную землю?

Педагог: Конечно, опять русский народ встал на защиту своей земли. Многие ушли на фронт, а те, кто остался в городах - это женщины, дети, старики. Все они трудились не покладая рук, чтобы помочь тем, кто воевал на фронте. Та страшная война длилась долгих 4 года. Погибло более 20 мил человек. И в трудные минуты, когда люди смотрели в лицо смерти и помощи ждать было неоткуда, они призывали на помощь Господа Бога, Пресвятую Богородицу и всех святых… И чудеса свершались. Был такой случай на фронте. В промежутке между боями русские и немецкие солдаты отдыхали в своих окопах. Кто- то дремал, что- то чистил оружие, кто- то писал письмо домой, кто- то перевязывал раны… И вдруг один из русских воинов услышал плач. Выглянув из окопа, он увидел высокую женщину в длинных одеждах. Она шла по полю и склонялась над убитыми, оплакивала их. «Эта женщина похожа на Богородицу! Как же она плачет!». Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать и, повернувшись в сторону русских окопов, поклонилась. Распрямившись, Она продолжила Свой скорбный путь, сопровождая его плачем. Воин, который первым услышал плачь Дева Марии, сказал: «Богородица в нашу сторону поклонилась, победа будет за нами…» Видение рассеялось. Все воины молчали. Один боец, подсев к тому, кто первым увидел Богородицу, спросил: «После войны ты на попа пойдешь учиться?» Тот ответил: «Не на попа, а на священнослужителя. Только мне уже учиться не надо, потому что я уже священник.» Собеседник был удивлен: «Как же ты на фронт попал? И как же заповедь - «не убий»? На эти вопросы последовал такой ответ: «На фронт попал, как и ты, добровольцем. В мирной жизни я свято чту заповедь - «не убий», но сейчас я, как и вы, братья, свое Отечество защищаю….» Этот случай люди узнали от очевидца событий Полынова Петра Степановича, в 1955 г.

Танец «А закаты алые…»

Педагог: Ребята, о чем мы с вами сегодня поговорили?

Ответы детей.

Педагог: Да, сегодня мы с вами поговорили тех, кто в разные времена защищали свою родную землю от врагов. Это и богатыри, и князья, и простые воины. Все они уповали на помощь Божию, на молитвы Пресвятой Богородицы и всех святых. И помощь эта всегда была очевидна. Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы вы гордились тем, что живете в великой стране, имя которой Россия, чтобы всегда помнили, сколько горя и бед выпадало на долю нашего Отечества, и сколько воинов в разные времена отдали свои жизни, защищая свою родную землю. А еще помните, что наша Родина- это Святая Русь, хранимая Богом, Божией Матерью, и молитвами святых.

Песня «Россия»

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

Беседа по теме «Минин и Пожарский — защитники земли русской». Цель: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Фотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группеФотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группе Цели и задачи: • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской;.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Музыкально-спортивный досуг «Богатыри земли русской» ВидеоМузыкально-спортивный досуг «Богатыри земли русской» Видео Дети входят под песню с флажками. Перестроение с флажками под музыку «Моя Россия» Гр. Непоседы Вед: Сколько народов, сколько традиций.

Музыкально — спортивный праздник Богатыри земли русскойМузыкально — спортивный праздник Богатыри земли русской Сценарий музыкально -спортивного праздника к Дню защитника Отечества «Богатыри земли русской»(старшая и подготовительная к школе группы).

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое занятие «Защитники земли русской»
Опубликовано: 12 октября 2021 в 18:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД