Темы бесед о культуре поведения для детей дошкольного возраста

Ольга Навтолина
Темы бесед о культуре поведения для детей дошкольного возраста

Беседа о культуре поведения

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.

Надя, подними! - приказала Таня младшей сестренке.

Вот еще, - ответила Надя. - Ты уронила, ты и поднимай!

Но ведь ты тоже с ней играла!

Ну и что же! И ты играла.

Пока сестры спорили, к ним подошел старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:

Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М. Майн

Что можно сказать про девочек, какие они?

Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестру поднять куклу, а не приказала, подняла бы ее Надя?

Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)

Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.

Послушайте русскую пословицу:

Ссора до добра не доведет.

Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

Две подружки

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.

Н. Дурова

Почему Варе стало грустно?

Какую ошибку допустила Лена и как ее исправить?

Подходит ли Лене пословица?

Те же слова, да не так молвить.

Беседа о товариществе

Что такое хорошо и что такое плохо

Хочет Коля купить книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?». У Коли не хватало одной копейки. Попросил Коля у Саши копейку. А Саша не дал. Продавец дал книгу Коле и сказал: «Книги читать - это хорошо. А что плохо - спроси у товарища».

О. Буцень

Что же такое «плохо»?

Что можно сказать про Сашу, какой он?

Подходит ли к этому рассказу такая пословица:

Нет друга - ищи, нашел - береги.

Саша пришел в группу. Он поздоровался только с воспитателем и пошел играть с детьми. Что Саша забыл сделать?

Утром воспитательница младшей группы шла на работу и встретилась с Катей и ее мамой. Катина мама сказала: «Здравствуйте». Воспитательница ответила: «Доброе утро».

Когда воспитательница отошла подальше, мама спросила у Кати: «А почему ты не поздоровалась с воспитательницей?». «А зачем, она ведь не из нашей группы», - сказала девочка.

Что на это должна была сказать ей мама?

Как поступаете вы, когда видите воспитателя другой группы?

Ты здороваешься с воспитателем. На кого ты должен смотреть?

Ты пришел в группу. Работает Елена Владимировна. Она стоит и разговаривает с Галиной Николаевной. Дет играют. Как ты поздороваешься со всеми? Все ситуации можно обыграть.

Беседа о честности

Это я виноват

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?

Это я виноват, - сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

Из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского

«Учись говорить правильно»

Почему Юра сказал тете Рае неправду? Можно ли считать его поступок правильным?

Почему заплакала Юля?

Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

Послушайте шутку про лживого мальчика:

Ты конфеты съел?

Нет, не я,

А вкусные были?

Очень.

Про лживых людей в русском народе говорят:

Раз солгал - навек лгуном стал.

Соврешь - не помрешь, да вперед не поверят.

У лжи короткие ножки.

Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь?

Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты будешь делать?

У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре?

Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой».

Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея назвать другом Сергея?

Беседа о дружбе

Урок дружбы

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.

Не надо, - сказал Чик. - Ты нашел, ты и съешь.

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.

Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:

Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок.

По М. Пляцковскому

О каком уроке говорил Чик?

Можно ли Чика назвать другом Чирика?

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломаю,

Яблоко с другом своим разделю.

Я. Ким

Какая разница между теми произведениями, которые я вам прочитала?

Всегда ли вы готовы поделиться с другом?

Давайте поиграем в ситуации.

За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит:

«Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой».

Почему Катя не может обижаться на Наташу?

Что она должна сделать?

Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел», - и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону.

(Ставятся два стула спинка к спинке. На них садятся два ребенка с телефонами. У одного игрушка. Он звонит своему товарищу и рассказывает о том, какую игрушку ему подарила мама.)

Не забудьте, как нужно приветствовать друг друга, как нужно прощаться.

Беседа об отношении к старшим

Послушайте басню Л. Н. Толстого про старого-старого дедушку и внука

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

Расскажите, как внук заступился за деда, как он ему помог.

Таким людям, как Мишины родители, говорят:

Как аукнется, так и откликнется.

Как вы понимаете эти слова?

Тебе дежурный забыл положить чайную ложку для, компота.

Что ты сделаешь?

Ты пришел в группу первым и заметил, что земля у комнатных растений совсем сухая. Что ты сделаешь:

будешь ждать, пока тебя попросит воспитатель полить цветы;

пока не придет дежурный и не польет их;

польешь сам?

Сережа подошел к воспитателю и говорит: «Дайте, пожалуйста, мыло». Взяв мыло, он стал умываться. Какую ошибку допустил мальчик?

Публикации по теме:

«Спать пора». НОД с детьми первой младшей группы по ОО «Коммуникация» «Спать пора». Цель: 1. Учить называть предметы одежды куклы, побуждать детей называть состояние куклы (ложится, спит). 2. Развивать речевой.

«Правила поведения для детей 5–6 лет». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Правила поведения для детей 5-6 лет. Цель: Закрепление знания детей о правилах и культуре поведения. Учить анализировать правильно.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Темы бесед о культуре поведения для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2014 в 11:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...