МААМ-картинки

Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии

афанасьева ольга
Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие феномена «эмпатия». Анализ исследований данного феномена отечественными и зарубежными учеными.

Ключевые слова: «эмпатия», феномен, исследование, эмоции, психологическая наука.

Проблема исследования эмоциональной сферы, а в частности, эмпатии, у человека, рассматривалась многими учеными, как отечественными, так и зарубежными. В общем понимании под эмпатией подразумевают умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на все его глазами, прочувствовать его состояние.

Публикация «Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии» размещена в разделах

Эмпатия помогает понять проблему различий между людьми изнутри и найти способы для взаимопонимания.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером, который обобщил развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Множество путей для поиска истины по проблеме эмпатии были предложены такими учеными как А. Е. Айви. А. А. Бодалев, В. В. Бойко, А. А. Борисова, Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ю. А. Менджерицкая, А. К. Нитченко, А. Б. Орлов, Т. И. Пашукова, К. Роджерс, А. П. Сопиков и др.

Исследователи различают несколько видов эмпатии :

- эмоциональную эмпатию, которая основана на проектировании и подражании реакциям другого человека;

- когнитивную эмпатию, в основе которой лежат интеллектуальные процессы;

- предикативную эмпатию, под которой понимают способность человека предугадывать реакции другого человека в конкретных ситуациях.

Несмотря на то, что проблема эмпатии исследовалась многими учеными, и существует достаточно большое количество научных трудов, посвященных этому вопросу, раскрытие сути этого феномена до сих пор остается проблемой.

Многие ученые пытались дать строгое определение эмпатии. При условии большой теоретической и практической значимости особенно проблемным выглядит высокий уровень многозначности, неопределенности понятия «эмпатия». Некоторые исследователи, такие как Wispe и Davis, называют его «неуловимым», так как до сих пор существует путаница в терминологии и отсутствует четкий язык описания.

Т. В. Власова выделила феномен, который он назвала «анонимностью» эмпатии, под которым подразумевается, что многие исследователи не могут выявить исторические корни этого понятия, что затрудняет понимание его конкретно-научного содержания.

Для более четкого понимания содержания понятия эмпатия рассмотрим имеющиеся в литературе определения.

В самом начале под термином «эмпатия» подразумевали процесс вчувствования, то есть познания эмоционального состояния другого человека в результате процесса сопереживания. В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о разных видах, которые интерпретируются как уровни эмпатии :

1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, эмоциональная идентификация.

2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии. Дж. Мид понимал эмпатию как «способность принять роль другого человека». С течением времени эмоциональная реакция сменяется когнитивным процессом. Новый импульс к исследованию эмпатии был дан гуманистической психологией, впервые К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а далее в сфере реальной человеческой практики, семейной жизни. К. Роджерс писал о том, что состояние эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».

Анализируя взгляды ученых, можно отметить, что ряд исследователей считают, что эмпатия – это сопереживание, которое возникает при эмоциональном заражении.

Другие ученые говорят о том, что, что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного.

Третьи же придерживаются мнения, что сопереживание перерастает в сочувствие, стремление к оказанию помощи.

Например З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания. М. Шеллер рассматривал эмпатию как механизм познания.

Французский психолог Т. Рибо писал о том, что на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям, а на более высокой – как синестезия (согласованность чувствований, переживаний).

В. Штерн определял эмпатию как развитие социальных чувств к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание).

Помимо исследования подходов к определению понятия эмпатии также интерес представляет вопрос о факторах, влияющих на ее развитие.

Л. Мерфи писал о том, что проявление эмпатии детьми напрямую зависит от того, является ли человек близкими или далеким, насколько часто они общаются и от предыдущего опыта ребенка. Также развитие эмпатии у детей связано с изменениями темперамента и эмоционального состояния по мере их взросления, а также на него оказывают влияний социальные группы, в которых он воспитывается.

В свою очередь Mоorоtal говорил о том, что в процессе формирования и развития эмпатии определенную роль играют воспоминания о печальном событии, что вызвало боль и жалость, желание помочь другому человеку.

А. А. Бодалев и Т. Р. Каштанова пишут что на способность к сопереживанию положительно влияет широкий круг общения со сверстниками.

Б. Стотлэнд в своей работе указывает что эмпатийность зависит от того каким по счету родился ребенок и сколько детей в семье.

Таким образом, можно отметить, что в психологической науке изучение эмпатии является сложным многоуровневым процессом и требует дальнейшего рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. : Питер. 2008. - 782с.

2. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. Тексты. - СПб. : Питер, 2006. - 404с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства; Питер - Москва, 2011. - 784 c.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии
Опубликовано: 17 января 2021 в 21:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД