МААМ-картинки

Теоретические аспекты проблемы выявления и предупреждения стрессовых состояний у дошкольников

Ирина Брагина-Марова
Теоретические аспекты проблемы выявления и предупреждения стрессовых состояний у дошкольников

Стресс – одно из эмоциональных состояний человека, выраженное в психическом напряжении, возникающем у человека в процессе деятельности в наиболее трудных, сложных условиях.

Стресс относится к такой разновидности эмоциональных процессов, как эмоциональные состояния. Эмоциональные процессы имеют несколько источников раздражителей. Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания и т. п. В случае слишком сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение.

Публикация «Теоретические аспекты проблемы выявления и предупреждения стрессовых состояний у дошкольников» размещена в разделах

Таким образом, стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. «Стресс – острая приправа к повседневной жизни. ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть». В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики. Стресс есть эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний. Стресс производит разрушительные действия в организме человека, он тормозит его развитие, приводит к истощению сил. Стресс протекает в три стадии: тревога, резистентность (сопротивление, истощение. Особенно опасен стресс в детском возрасте, когда многие психофизиологические функции находятся в стадии развития и становления, поэтому важны своевременная диагностика и предупреждение стрессовых состояний у детей.

Выявление стрессовых состояний у дошкольников.

Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Кроме подавленного настроения исследователи (Б. С. Волков и Н. В. Волкова) отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии :

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

- нерациональный режим жизнедеятельности,

- дефицит свободы движений,

- недостаточность пребывания на свежем воздухе,

- нерациональное питание и плохая его организация,

- неправильная организация сна и отдыха детей,

- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,

- необоснованное ограничение свободы детей,

- интеллектуальные и физические перегрузки,

- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

Таким образом, стрессовое состояние у детей можно диагностировать с помощью метода наблюдения. Поведение ребенка, в той или иной степени подверженного стрессу отличается некоторыми (или всеми из представленных) отличительными особенностями: неситуативные проявления чувств азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. ; плохой сон; усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко; беспричинная обидчивость; рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость; не наблюдаемое ранее кривляние, упрямство, боязнь контактов, стремление к одиночеству; трудности в соблюдении дисциплины; вредные привычки (ребенок постоянно жует или сосет что-либо); наличие навязчивых действий (качание головой, передергивание плеч и пр.); расстройства познавательных процессов (памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса и пр.).

Список литературы.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2000.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М., 1984.

3. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. – М., 1991.

4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. – М. : ВЛАДОС, 2002.

5. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М. : Сфера, 2003.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб. : Питер, 2001.

7. Колмакова Т. М. Физические упражнения в старшей и подготовительной группах детского сада. – М., 1995.

8. Комаров А. П. Психическая деятельность в условия стресса. – СПб., 1998.

9. Куликов Л. В. Психология настроения. – М., 1996.

10. Леонтъев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

11. Мартынов С. М. Психоневрозы у детей. – М., 1999.

12. Морозов А. В. Эмоциональная и волевая сферы человека. – М., 1999.

13. Мясищев В. Н. Общая психология. – М., 1988.

14. Немов Р. С. Психология. В 3 т. - М., 1994. Т. 1.

15. Психологический словарь. – М., 1983.

16. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.

18. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.

19. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по выявлению представления родителей об особенностях эмоционального развития старших дошкольников Цель: выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития детей старшего дошкольного развития. 1. Как часто в процессе.

Презентация занятия «Настроение Бабы-Яги» Занятие "Настроение Бабы-Яги" - коррекционно-развивающее занятие для старшей группы, знакомящее детей с характеристикой эмоциональных состояний,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические аспекты проблемы выявления и предупреждения стрессовых состояний у дошкольников
Опубликовано: 22 января 2014 в 17:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД