Получи документы

Теоретические основы организации словарной работы в детском саду

Надежда Матюнина
Теоретические основы организации словарной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

.Понятие словарная работа и её значение в развитии речи дошкольников

М. М. Алексеева отмечает, что в современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [2, с. 89].

Публикация «Теоретические основы организации словарной работы в детском саду» размещена в разделах

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо обратиться к характеристике слова, его роли в языке и речи.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения — это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения. Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи [2, с. 89].

Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения — сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления.

Значение слова имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т. е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону — систему связей и отношений, которая в нем выражается. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив [3, с. 41].

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром, а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.

О. С. Ушакова подчеркивает, что воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания [31, с. 14].

Следует различать значение и смысл слова. Смысл — это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико- семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики

эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании.

Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой — точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. [32, с. 97] .

Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

соотнесенности слова с предметом;

связи слова с определенным понятием;

соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка [2, с. 91].

Анализ процесса освоения детьми лексики родного языка позволяет выделить два аспекта методики словарной работы. Первый связан с усвоением предметной отнесенности слова и его понятийной стороной в процессе ознакомления с окружающим, с развитием познавательной деятельности детей.

В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами,

раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина [25] и его учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других) [30]. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова [34, с. 147].

Выделяют четыре основные задачи словарной работы в детском саду : 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря.

3. Активизация словаря.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных).

Выделяют две группы методов словарной работы :

Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря). Включает методы: непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии;

опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны : рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, словарные (лексические) упражнения [2, с. 107].

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется. Во второй младшей группе

основное внимание уделяется освоению конкретного содержания слов, необходимых им для общения и обозначения предметов ближайшего окружения, частей предметов, действий с ними. Эта работа тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем мире. Дети этого возраста ещё не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы, поэтому надо чаще задавать им вопрос: «Что это? Покажи где?» - для правильного соотнесения предмета и слова, его обозначающего.

Однако уже в младшем возрасте следует обращать внимание на активизацию не только имён существительных (названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений и т. д., но и прилагательных (цвет, размер, вкус, глаголов, обозначающих некоторые действия, наречий. Необходимо постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель) [28, с. 23]

В средней группе необходимо уделять особое внимание правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий. Большее внимание уделяется вычленению качеств, свойств предметов и правильному обозначению их соответствующими словами.

Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы, многозначных слов, синонимов.

В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный — слабый, быстрый — медленный, стоять — бежать, со сходным значением (веселый — радостный, прыгать - скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка [32, с. 45].

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Проводя словарную работу, педагог одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Публикации по теме:

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возрастаТеоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Аналитическая справка по результатам организации и проведения летней оздоровительной работы в детском саду Летний сезон по - праву считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. План летней оздоровительной работы в дошкольном.

Мини-проект по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» Мини-проект по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» ОГЛАВЛЕНИЕ.

Основы безопасности в детском садуОсновы безопасности в детском саду "Самое дорогое у человека-это жизнь". Самой актуальной и значимой проблемой является формирование основ безопасности и жизнедеятельности.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления,.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников «Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям-презентация Я. А. Каменский - обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных.

Теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Соотношение семейного и общественного воспитания в различных исследованиях Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы организации словарной работы в детском саду
Опубликовано: 17 июня 2017 в 11:17
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы организации словарной работы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Матюнина (УИ 410374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД