Каюмова Анна Михайловна
Теоретические основы особенностей психического развития детей в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу предъявляет к психике ребенка новые высокие требования: перестраивается аффективно-мотивационная сфера личности, возрастает произвольность психических процессов, складываются начальные формы учебной деятельности. Все эти преобразования подчинены общей логике и в совокупности определяют становление нового уровня психической регуляции деятельности. Остановимся подробнее на особенностях психического развития детей 6 – 7- летнего возраста.
Публикация «Теоретические основы особенностей психического развития детей в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет)» размещена в разделах
Проблема перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту рассматривается в трудах Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, Е. Э. Иллеш, Т. А. Нежновой, М. Р. Гинзбургом, Е. З. Басиной, Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко, Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливановой. Основное внимание ученые уделяли анализу психологических новообразований, связанных с поступлением ребенка в школу - уже произошедшим или предстоящим в ближайшем будущем.
В настоящее время остается недостаточно изученной социальная ситуация развития в 6-7-летнем возрасте, особенно со стороны ее субъективного переживания самим ребенком. В исследованиях Л. И. Божович и ее сотрудников показано, что в этот период у детей складывается ориентация на школу и учебу (внутренняя позиция школьника, отражающая отношение взрослых к ребенку как школьнику уже или в ближайшем будущем. По-видимому, этой ориентацией и представлен субъективный аспект социальной ситуации развития. Важно отметить, что внутренняя позиция школьника складывается еще до начала школьного обучения. Это опережающее представление, обязанное своим происхождением той работе по подготовке ребенка к школе, которая сознательно или стихийно проводится в детском саду и в семье.
Анализ тех ожиданий и требований, которые предъявляются ребенку взрослыми, показывает, что главная характеристика отношения взрослых к ребенку этого возраста это их ориентация на его поступление в школу (уже совершившееся или еще предстоящее). В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. Ребенок начинает осознавать себя членом общества. Для него становится важным общение не только со своим ближайшим окружением (родителями, другими родственниками, друзьями дома, но и с посторонними взрослыми людьми. Изучение внутренней позиции ребенка свидетельствует о том, что ее становление на протяжении 7 -го года жизни преимущественно состоит во все более адекватном отражении объективных особенностей социальной ситуации развития. (Т. А. Нежнова)
По мнению М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достижение общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством её правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого явля-ется главной для внеситуативно-личностного общения.
Учитывая сказанное, можно заметить, что противоречие социальной ситуации ребёнка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, яв-ляется сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребёнок берёт на себя роль взрослого, как носителя определённых общественных функций. Взрослый в ролевой игре присутствует не непосредственно, а опосредованно, через ту роль, которую берёт на себя ребёнок. Поведение ребёнка в игре, его отношение к вещам и к другим детям, выполняющим другие роли, опосредовано образом идеального взрослого и направляется им. (А. Н. Леонтьев)
В работах Д. Б. Эльконина исследовано развитие и значение сюжетно-ролевой игры для формирования психики дошкольников. Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника. В ней, с одной стороны, благодаря ролевому действию, происходит усвоение норм общественных отношений, а с другой – формирование самого механизма личностного поведения, т. е. подчинение своего поведения идеальному образу, ставшему мотивом деятельности ребёнка.
Необходимо отметить, что психологическим содержанием перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности. Игра - ведущая деятельность дошкольника - уступает место учебе. Глубинные закономерности движения от дошкольной игры к учебе определяются основными новообразованиями, возникающими на границе дошкольного и младшего школьного возраста (опосредованный, произвольный характер поведения ребенка).
Как следует из анализа, в игровой ситуации поведение ребенка опосредуется ролью. Практические и познавательные ситуации требуют других форм опосредования, в первую очередь знаково-символических. Однако можно полагать, что эти формы взаимосвязаны. В работах М. Феффера и В. Гуревича, Д. Элкинда, Дж. Флейвелла продемонстрирована зависимость между способностью к принятию на себя роли другого человека, изменению собственной перспективы и ин-теллектуальным развитием детей.
Д. Б. Эльконин предположил, что промежуточным звеном межу ролевым и знаково-символическим опосредованием может стать условно-динамическая позиция, принимая которую ребенок изменяет отношение к задаче, начинает подходить к ней как бы с точки зрения другого участника ситуации. От игровой роли условно-динамическая позиция отличается своей приуроченностью к ре-шаемой задаче. Объединяет их то, что в обоих случаях ребенок «перевоплощается» в другого человека.
Особый интерес среди ученых (В. А. Недоспасовой, Е. В. Филипповой, А. Л. Венгером, Е. А. Бугрименко) приобретает изучение условно-динамической позиции, которая становится средством, обеспечивающим интериоризацию - переход совместного действия в индивидуальное. Л. С. Выготский рассматривал интериоризацию как общий механизм формирования высших (т. е. осознанных и произвольных) психических функций : логического мышления, произвольного внимания, смысловой памяти. Условно-динамическая позиция способствует протеканию другой стороны этого процесса: принимая точку зрения своего партнера по выполнению действия, ребенок, согласно предположению, сможет «присвоить» это действие (ранее доступное ему лишь в сотрудничестве). Следовательно, использование условно-динамической позиции в обучении должно помочь направленно формировать психологические новообразования, характерные для периода перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Условие такого формирования - приобретенная в игровой деятельности способность ребенка к принятию и удержанию позиции другого человека.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная ситуация развития ребёнка 6 – 7 лет усложняется и дифференцируется, ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром, он осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присут-ствует опосредованно, в идеальной форме. Выделяется новая сфера социальных контактов ребёнка - его отношения со сверстниками, которые связаны с коллективным характером обучения.