Теории обучения и воспитания

Надежда Прудникова
Теории обучения и воспитания

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является образовательный процесс.

Предметом исследования является закономерности образовательного процесса.

Категориально-понятийный аппарат.

В педагогике существует три типа языка: научный, профессиональный и обыденный.

Категория – образование, обучение, воспитание.

Понятие – педагогический процесс, формирование личности, развитие личности, социализация, ребенок как субъект воспитания, технология и прочее.

Категории образования понимается как процесс, результат (содержательный и формальный, сеть образовательных учреждений, взаимосвязь образовательных учреждений (Процесс = обучение + воспитание).

Понятие:

Цель – конечный прогнозируемый результат.

Деятельностный компонент: методы, формы и средства обучения и воспитания.

Учитывая схему 1 и схему 2 расположим по-другому рассматриваемые компоненты:

Структура дидактической системы (рис. 1).

Теории обучения и воспитания

Методологические основания.

Методология – учение.

Методология – инструмент знания – практика.

Выделяют следующие уровни методологии:

1. Философский;

2. Общенаучный;

3. Конкретно-научный;

4. Уровень конкретных методик.

Философский уровень предполагает философские учения: концепция экзистенциализм и бихевиоризм.

Теория экзистенциализма – «человек автор своей судьбы», свобода и ответственность. Данные философские идеи легли в основу личностно-ориентированного подхода согласно которому, чтобы человек стал автором своей судьбы, нужно чтобы он стал автором своего учения, следовательно, надо создавать условия для свободы выбора.

Теория бихевиоризма – «стимул – реакция». В основе формирующего подхода.

Общенаучный уровень – системный подход.

Конкретно-научный уровень – применим к определенной области знаний. Есть определенные законы и принципы обучения.

Уровень конкретных методик. Примером является исследования методики организации педагогического эксперимента.

Рассмотрим методы исследования в педагогике.

Метод исследования – это способ добывания новых знаний.

Эксперимент – научно-поставленный опыт.

Гипотеза – предположение, которое нужно подтвердить, либо опровергнуть.

I этап эксперимента – теоретический. Определяются методологические основания исследования (например, объект, предмет, цель и т. д.). Выдвигается гипотеза и дается теоретическое основание.

II этап эксперимента – экспериментальный. Опробация (проверка) гипотезы на практике: 1) констатирующего эксперимента; 2) формирующего эксперимента; 3) контрольного эксперимента. Контрольная и экспериментальная группа для него необходима «чистота» эксперимента.

III этап эксперимента – подведение итога. Закрепительный, аналитический, т. е. делаются выводы, и гипотеза либо подтверждается, либо опровергается.

Ранжирование – метод исследования, который определяет или устанавливает ранг.

Корреляция считается по формуле:

n – количество испытуемых

Структура науки.

Педагогика взаимодействует с другими науками. При этом взаимодействии могут возникать новые отрасли педагогики. Таким образом, можно утверждать, что педагогика это наука.

Теории обучения

Дидактика – наука, которая отвечает на три основных вопроса:

Обучение – процесс взаимодействия ребенка и педагога, направленный на достижение цели обучения.

Выделяют внешнюю структуру обучения (Заглядовский В. И., она включает в себя три компонента:

Одна из структур – это целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулировочный компонент.

Изначально выделяют 2 смысла обучения: образ «ребенок – зерно» (саморазвитие, «ребенок – глина» (формирую ЗУН).

Формирование – вид развития личности под воздействием внешних факторов.

Саморазвитие – многоаспектный качественный процесс в самоизменении личности связанный с реализацией внутренней потребности к самосовершенствованию и направленный на самоизменения себя для продуктивной самореализации.

Процесс саморазвития спиралевидный и он бесконечный.

- Рефлексия

- Самопознание

- Самоопределение

- Саморегуляция (постановка целей деятельности, сама деятельность, планирование и т. д.)

- Самоактуализация

Одно из условий саморазвития – деятельность и свобода.

В дидактике выделяют традиционный классический подход – личностно-ориентированный.

На современном этапе в связи с внедрением в ООУ ФГОС выделяют системно-деятельностный подход.

Целевой компонент в процессе обучения

Традиционный подход Современный подход

Цель обучения ЗУН («навыковая школа») по ФГОС

предметные

метапредметные (универсальные предметные действия)

коммуникативные;

познавательные;

личностные;

регулятивные

личностные (результаты)

Выделяют систему цели на Федеральном уровне, региональном, муниципальном, на уровне общеобразовательной организации, детские группы.

Содержание образования

знания умения, навыки

Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

Закономерности – объективные устойчивые связи между компонентами процесса.

Принципы – требования к организации педагогического процесса.

Пример закономерностей:

1. Взаимообусловленность – обучение воспитания, развития и деятельности учащихся.

2. Цель, содержание педагогического процесса являются социально обусловленными.

Пример принципов: закономерности помогают понять, как протекает процесс, а принципы как строить процесс.

1. Принцип научности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип теории и практики.

С позиции продуктивного обучения (эвристическая система обучения, А. В. Хуторской) – образ современного ученика.

1. Принцип личностного целеполагания ученика.

2. Принцип образовательной рефлексии ученика.

3. Принцип продуктивной деятельности ученика.

Методы обучения

- способ «достижения цели обучения».

Рассмотрим методы обучения с позиции классической дидактики, традиционный подход.

Технология обучения – совокупность методов и приемов, которые приводят к гарантированному результату.

Гарантированный результат => система => алгоритм.

Элементы технологии:

1. Концептуальная основа;

2. Целевой компонент;

3. Процессуальный компонент;

4. Диагностический компонент.

Системное квантование.

Формы обучения – внешнее очертание, или способ существования какого-либо содержания.

Основной организацией формой обучения является урок: традиционный.

В зависимости от дидактической цели выделяют несколько форм уроков:

1. Создание образовательной продукции ученика.

2. Использование учителя в открытых заданиях.

Открытые задания – задания, на которые нет однозначного ответа.

Средства обучения – инструментарий, которые использует педагог в учебном процессе для достижения цели обучения.

Диагностика форм обучения – контроль, оценка.

Виды диагностики форм обучения: текущий, промежуточный и итоговый.

Формы: экзамен, зачет, контрольная работа.

Методы: устный, письменный, машинный.

Философская теория познания – методологическая основа традиционной системы обучения.

Существует закон познания:

1 этап – чувственное восприятие, возникает представление. Далее живое созерцание.

2 этап – абстрактное мышление.

3 этап – применение на практике.

Этапы освоения знаний:

1 этап – Восприятие

2 этап – Осмысление

3 этап – Закрепление

4 этап – Применение

Концепции обучения и воспитания

Концепция развивающего обучения

Концепция воспитания Е. В. Бондаревская «Человек и культура» - личностно-ориентированная концепция.

Концепция – совокупность теоретических воззрений на какой-либо вопрос.

Воспитание – «процесс педагогической помощи ребенку становлению его субъективности, культурной идентификации, социализации и жизненном самоопределении».

В концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России указаны следующие ценности: труд, семья, творчество, человечество, искусство, литература.

Цель воспитания – воспитание человека культуры: свободная личность, гуманная личность, духовная личность, творческая личность, практическая личность (Е. В. Бондаревская).

Принципы воспитания (Е. В. Бондаревская):

1 принцип природосообразного воспитания;

2 принцип культуросообразного воспитания;

3 принцип веры в ребенка;

4 принцип гуманизма.

Содержание воспитания включает в себя аксиологический (добро, когнитивный (знания о) и деятельностный (виды деятельности) компонент.

Методы воспитания:

1. Убеждение (формирование сознания) – инструмент воздействия – слово.

2. Упражнение – методы организации деятельности и формирование опыта поведения).

3. Стимулирование – поощрение, наказание.

Приемы воспитания – отдельное воздействие.

Формы воспитания по степени проявления активности воспитанника, например, мероприятие (меньше активности, дело, игра (больше активности).

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Теории обучения и воспитания
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 15:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки