МААМ-картинки

Консультация «Теория решения изобретательских задач»

Татьяна Леонова
Консультация «Теория решения изобретательских задач»

Благодаря воображению в науке совершены многие великие достижения и открытия, такие, например, как создание периодической таблицы химических элементов Менделеева и теория относительности Эйнштейна.

Возможно ли развить воображение? Как раскрыть и развить творческие способности ребёнка?

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С помощью этой теории у детей больше развивается фантазия, воображение, умение логически думать, принимать правильные решения, находить выход из любой ситуации.

Публикация «Консультация „Теория решения изобретательских задач“» размещена в разделах

Благодаря ТРИЗ быстрее и легче усваиваются знания по всем разделам программы. Создателям ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер, известный как писатель-фантаст, пишущий под псевдонимом Г. Альтов. ТРИЗ первоначально создавалась в помощь инженерам-изобретателям. В настоящее время она превратилась в разветвленную научную дисциплину, включающую в себя разделы, в которых изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Сегодня ею пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы, представители других специальностей.

Умение говорить одно, а подразумевать совсем другое – называется ассоциацией. Ассоциации – это мостики между словами и делами, цветом и запахом, формой и содержанием. Посмотрим, в слове АссоциациЯ между первой и последней буквой есть тоже мостик. Его можно увидеть, но часто встречаются мостики-невидимки. Они бывают длинными и короткими. Все зависит от размеров пространства, через которое перекидывается мостик и количество извилин в нашей голове. Например, мы говорим «мёд» - а подразумеваем пчёл. Говорим «пчёлы» - а подразумеваем «Винни-Пуха», от пчёл до мёда, а тем более до Пуха – 1 шаг, точнее 1 укус. Тут можно обойтись даже без мостика. Значит, это короткая, близкая ассоциация. Веник – мусор – совок – тоже недалёкая ассоциация. Винни-Пух – художник Шишкин – пример очень далёкой ассоциации. Мостик между Пухом и Шишкиным должен состоять из большого количества звеньев: Винни-Пух – Мишка – Мишки в лесу – Шишки – Шишкин. Это можно назвать ассоциацией с цепочкой. Другой пример: 3 поросёнка – 7 козлят. Связь между ними существует через волка. Он же (волк) является связующим звеном между бабушкой и Красной Шапочкой. Как видим, Волк – ключевая фигура в развитии ассоциаций мышления… Каждый кто кого хочет, того и подразумевает. Тут – полная свобода. Надо только помнить, что если красный цвет ассоциируется у нас только со знаменем или помидором – это тревожный симптом. Тренируйтесь, стройте, рисуйте мосты. А чтобы под мостом могла проплыть тяжеловесная тупоносая баржа, его лучше на время развести. Пусть себе плывёт…

В 1987 году методика ТРИЗ пришла в детские сады. Используя элементы ТРИЗ и методы активизации творчества - был увиден всплеск творческой, мыслительной активности у детей. Применение ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Возьмем, например, такой игровой сюжет:

Исходная ситуация: Стоит дерево совершенно без листьев.

Вопрос первый: Что произошло с деревом и листьями?

Ответы обычные: Наступила осень; дерево заболело; был сильный ураган;

Ответ необычный: Дерево рассердилось на листья и прогнало их.

Что стали делать листья? Конечно, лежать на земле под тем же деревом было бы неинтересно… Они воспользовались первым же порывом ветра и полетели над городом.

А почему им хотелось полетать? Чтобы мир посмотреть. Ведь всю жизнь видеть одни только ветки, газетный киоск, кусочек школы было бы неинтересно. Кроме того, в полёте такой простор для движения, гимнастики, баловства!

А что же происходило с деревом? Дерево сначала отдыхало себе спокойно. А потом на него начали обращать внимание дворники, они думали что дерево заболело и погибает. Поэтому они начали советоваться, не лучше ли его спилить. Тут дерево забеспокоилось и стало искать свои листья.

Как это искать? Ведь оно не может ходить, а листья неизвестно куда улетели? Да, дерево не может ходить. Но зато под землёй все деревья связаны друг с другом корнями и могут передать любую информацию. Так каждое дерево которое видело летящие листья, сообщало их родному дереву о местонахождении «путешественников».

А захотят ли листья вернуться? Конечно, ведь не могут же они целый день веселиться и развлекаться. Они же скоро захотят есть! А кто же их ещё может накормить, как не родное дерево? Ведь они питаются соками, которые могут получить только от него.

А как же листья могут вернуться, если ветер дует в другую сторону? Все деревья, по просьбе одного из них, раскачаются и получится ветер нужного направления, который и «доставит» листья по нужному адресу.

Элементы ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно-обоснованную модель мира в сознании ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами, решение одного ребёнка активизирует мысль другого ребёнка, стимулирует его развитие.

При помощи ТРИЗ решаются не только технические и жизненные проблемы. В теории предлагаются способы формирования талантливого системного мышления, когда человек обучается видению той или иной системы в её пространственных или временных взаимосвязях с другими системами, образующими надсистему.

Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.

Простой пример.

Попросите своих знакомых ответить на такой вопрос: «Что должен сделать глухонемой человек, чтобы ему в хозяйственном магазине продали молоток?». В ответ вам постучат кулаком по столу. После этого ответа сразу, не задерживаясь ни на мгновение, задайте этому человеку другой вопрос: «вслед за глухонемым в этот же магазин заходит слепой человек. Что он должен сделать, чтобы ему продали ножницы?». Многие воспроизведут жест безымянным и средним пальцами, словно эти пальцы являются режущими поверхностями ножниц. Но ведь слепой человек может говорить.

В данном случае внешне сходная форма вопросов вызывает стереотипную ответную реакцию. Творческое мышление характеризуется умением преодолевать влияние стереотипов.

В ТРИЗе есть понятие ресурсов, т. е. невостребованных возможностей системы.

Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музыцирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Помимо традиционных методов, применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях интегрированного характера облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся эта информация черпается из жизненных полотен, стихотворных строк и музыки.

Цель программы: создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру - эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Задачи программы :

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-целостного эстетического отношения к миру;

Развивать эмоционально-чувственную среду ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

Формировать не последовательности взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;

Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Кроме комплексных занятий со всей группой, технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10-12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, занятия четко не регламентированы во времени, т. к. педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 40 минут.

В ТРИЗ предлагаются способы формирования талантливого системного мышления, когда ребенок обучается пониманию пространственных и временных взаимосвязей, процессов возникновения т разрешения противоречий; по пути от простого к сложному, знакомится с элементами, составляющими суть диалектики, как способа познания мира.

Важнейшими общими целями в работе с дошкольниками является создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и др. при этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Закончить хотелось бы словами Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним, тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других - это просто маленькие огоньки». Удачи всем, кто любит странствовать, сложными и запуганными путями познания! Пусть каждый из вас отыщет свою путеводную звезду.

Публикации по теме:

Проект программы. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возрастаПроект программы. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Чэчир» с. Намцы МО «Намский улус».

Коллаж «Сад и огород»Коллаж «Сад и огород» В последнее время покупая журналы я заранее просматриваю иллюстрации в нем, для того, чтобы потом он пригодился в работе. Уже год живу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Теория решения изобретательских задач»
Опубликовано: 26 марта 2014 в 20:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД