Наталья Панова
Квест-технология как форма проведения праздников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Панова Н. В.
музыкальный руководитель МАОУ «Староартинская СОШ»
- структурное подразделение детский сад с. Старые Арти.
Артинский городской округ
Квест-технология, как форма проведения праздников в ДОУ
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует от педагога постоянного повышения компетентности в области воспитания дошкольников, совершенствования профессионализма и внедрения в образовательную деятельность новейших форм, методов и инновационных технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Поэтому в практике работы музыкального руководителя при проведении праздников и развлечений для детей старшей группы использую «Квест-технологию».
Публикация «Квест-технология как форма проведения праздников в ДОУ» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Квест – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что соответствует основным требованием ФГОС ДО.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений, воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание, может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
Праздник с использованием квест-технологии напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий
Темы праздников-квестов могут быть самыми различными: поиск сокровищ («Тайна старого дуба», «По дороге приключений», «В поисках волшебного сундучка», помощь героям или герою («Помоги Винни-Пуху найти друзей», «На помощь Деду Морозу», познавательные («В поисках науки», «В поисках осеннего календаря», «Загадки тетушки Непогодушки», литературные («В гостях у Незнайки», «Герои с книжной полки», физкультурные («Зарничка», «Стань рекордсменом» и др.).
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
все игры и задания должны быть безопасными;
задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
важно уважать личность ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив;
игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;
роль педагога в игре – направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно;
возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом;
в конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Структура квеста представляет собой следующую последовательность:
1. Введение – вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Задание – четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы – список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме, необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
6. Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста.
Рассмотрим применение квест-технологии на примере познавательного праздника осени для детей старшего дошкольного возраста «В Поисках осеннего календаря»
Введение или пролог – на мультимедийном экране появляется Воробей и сообщает детям о пропаже «осеннего календаря», который украла Кикимора, тем самым мотивирует детей на игру, вызывает у них заинтересованность и направляет внимание на предстоящую деятельность. Дети становятся помощниками Воробья в поисках календаря.
Экспозиция – прохождение основных этапов-заданий маршрута, решение задач выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий.
В нашем случае в поисках календаря дети отправляются в лес на поезде, который выбрали сами. Дети могут выбрать любой способ передвижения (автомобиль, самолёт, ковер самолет, сапоги скороходы и т. д., поэтому у педагога должно быть заготовлено различное музыкальное сопровождение для путешествия. По пути к Кикиморе дети преодолевают препятствие (игра «Перейди болото», встретив её, дети узнают, что листы календаря, пусты (чистые листы бумаги). Кикимора предлагает с помощью яблок из папье-маше, в которых скрыты картинки с загадками о приметах каждого месяца, найти заголовки календаря (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Наш квест используется на осеннем празднике, поэтому дети идут в гости к осенним месяцам, выполняя творческие задания: пение песен «Падают листья», «Осень в лесу», исполнение танцев «Виноватая тучка», «Капельки», сценка «Спор овощей», игра на диатонических колокольчиках «Осенний листопад», чтение стихов. Персонажи Сентябрь, Октябрь, Ноябрь также как и Воробей, появляются на мультимедийном экране, и дают карту-схему где искать название каждого месяца. За правильно выполненное задание дети получают картинки с изображением примет того или иного месяца. Например, сентябрь: грибы, овощи, фрукты; октябрь: капельки, тучи, перелетные птицы; ноябрь: снег, лед, деревья без листвы и т. д.
На этапе подведения итогов происходит создание детьми осеннего календаря. На каждый из трех пустых листов они наклеивают название месяца и соответствующие ему картинки, которые получили во время выполнения заданий при прохождении квеста.
Для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии задавались вопросы, которые можно применять в любом занятии:
Что было самым интересным во время праздника?
Что узнали нового?
Что показалось трудным?
Довольны ли вы своими результатами?
После подведения итогов Воробей одаривает детей фруктами.
В практике своей работы неоднократно убедилась в том, что повышенный интерес и внимание современных детей вызывает прямое взаимодействие с мультимедийными героями мероприятий и Гиф-анимации (живые фотографии или «гифки», поэтому включая в проведение праздника несколько компьютерных, мультипликационных или сказочных героев, а так же Гиф-анимации, легко решаю проблему с поиском актеров и подбором костюмов.
Таким образом, в ходе проведения праздника в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Дети чаще проявляют любознательность, инициативу, воображение, творческие способности, применяют логическое мышление, начинают мыслить нестандартно, возникающие в игре проблемы решают самостоятельно. Применение в практике музыкальным руководителем квест-технологии дает возможность разнообразить и повысить творческую активность дошкольников.