Папки-передвижки

Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения

Марина Роттер
Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы

1. Влияние речи педагога на развитие речи дошкольника.

Благодаря речи окружающих ребенок узнает названия вещей, действий, явлений, людей. И использует её как образец, что бы выразить языковыми средствами свои желания, чувства, мысли. Речь окружающих развивает у дошкольника слуховое внимание, формирует фонематический слух, звукопроизношение, дает образцы грамматически оформленной фразы. Подражая речи окружающих, ребенок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. А нарушение полноценного речевого общения отрицательно влияет на развитие словесно – логического мышления, на основе которого и формируются правила безопасного поведения на дороге. Имеет значение и недостаточная степень усвоения полученных знаний, вследствие ограниченного словарного запаса, наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики, нечёткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации понятий, различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов по тематике «наш город», «транспорт», «правила дорожного движения».

Публикация «Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах

Воспитатель, постоянно находясь в контакте с детьми, является основным источником, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Формируя знания детей посредством речевого общения, воспитателю необходимо самому хорошо владеть культурой речи.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда представляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще всего обращено не на форму речи (как сказать, а на ее содержание (что сказать). Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Полезно записывать на магнитофон свои занятия, с тем, что бы во время обратить внимание на звуковую сторону речи, использование лексических средств, грамматического оформления.

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги нередко и сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

2. Ошибки звуковой стороны речи :

нелитературное произношение слов, в которых побуквенное написание не совпадает со звуковым произношением («што», а не «что»; «ево», а не «его», «щастье», а не «счатье»)

неправильное использование ударения в словах (магазин, а не магазин; километр, а не километр)

- присутствие в речи характерных особенностей местного говора

-неправильное использование интонационных средств (силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии)

недопустимая торопливость речи, так же и ее монотонность

Ускоренный темп речи взрослого. Ребёнком речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи.

3. Ошибки связной речи и ее лексико- грамматического оформления:

- Неумение связно, в доступной форме донести содержание излагаемого. Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

Говори правильно

Неправильно Правильно

Машина Транспортное средство (автомобиль, автобус и т. д.)

дорога проезжая часть

шофер водитель

пешеходная дорожка пешеходный переход

«свет» или «цвет» светофора «сигнал» светофора

красный — «стой», желтый — «приготовься», зеленый — «иди» красный, желтый — «стоп», зеленый — «убедись в безопасности и иди»

Но не следует забывать, что доступность, понятность речи достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов (необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности).

Загромождение речи воспитателя непонятными словами, сложными образами, длинными фразами.

Употребление длинных фраз из сложноподчиненных предложений. Речь лучше воспринимается детьми, если состоит из коротких фраз (в том числе и сложноподчиненные предложения)

в разговоре с детьми педагог должен употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий, а так же лишних слов - «паразитов»

следует не злоупотреблять словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т. д.

4. Ошибки при подготовке речевого материала:

- Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

-Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО : жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны

2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо. Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО : прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3: Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди». Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО : красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги. Эта ситуация крайне опасна.

ПРАВИЛО : необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома. ПРАВИЛО : выходя (не выбегая) из подъезда, будь внимателен

и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадка. 6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП, использование стихов о животных. Наряду с этим приводите им примеры и из реальной жизни.

Список использованной литературы:

1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора / М. : Просвещение, 1989.

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. – М. : Школьная Пресса, 2001.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М. : Просвещение, 2007.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

5. О. Ю. Старцева Школа дорожных наук : Профилактика детского дорожного травматизма. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Речь — основа психического развития дошкольников - Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства.

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения
Опубликовано: 31 января 2015 в 21:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Роттер (УИ 132059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД