Оксана Горскина
Толерантность. Средства воспитания толерантного поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР Д/С № 25 «РОДНИЧОК»
Консультация
«Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста»
Составила: Горскина О. А.
Толерантность (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Публикация «Толерантность, Средства воспитания толерантного поведения, Формирование толерантности в дошкольном возрасте,» размещена в разделах
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, групп, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, то есть толерантность.
В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие.
В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание – существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.
В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы.
Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях.
Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениями, которых требуется от нас жизнь.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском язык оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то.
Толерантность как основополагающий принцип морали: «Мы обречены на толерантность». Определение толерантности можно сформулировать так : помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.
Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность.
Основа содержания этой деятельности:
1) формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самооценкой, неповторимой личности.
2) Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себе с ними, выделение сходства и различия.
3) Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т. п.).
4) Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решения; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
- интереса к жизни других людей;
- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норм», «требования», «традиции»).
Средства воспитания толерантного поведения :
- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосфера добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, детский сад-семья, семья-ребенок-школа-социум) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей;
- культивирование ценностей другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;
- концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
- использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;
- примеры великого братстве народов, подвигов во имя людей: воины и их последствия;
- организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую активность. Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.
В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Основа толерантности – признание права на отличие.
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, собственные функции.
Взрослый выделяет как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении, целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.
На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Содержание воспитательного процесса посредствам тематических циклов реализуется в различных возрастных группах.
Во второй младшей группе представлен тематический блок «Я и мои близкие», обеспечивающий реализацию содержания воспитательного процесса в специально организованных видах деятельности посредством игровой формы организации деятельности взрослых и детей.
Тема 1. «Я и мои друзья».
Тема 2. «Я доверяю другому»
Тема 3. «Мне нравится слушать тебя».
Тема 4. «Играю с тобой».
Тема 5. «Я люблю эту книгу (мультфильм, картинку и т. п.)».
В средней группе содержание представлено тематическим блоком «Я и образ другого», реализуемым посредствам традиционных, сложившихся в культуре способов общения, диалогов, взаимодействий с другим.
Тема 1. «Другой, такой как я».
Тема 2. «Я и папа (мама) понимаем друг друга».
Тема 3. «Сочувствие другому».
Тема 4. «Сочувствие другу».
Тема 5. «Ценность - антиценность».
Тема 6. «Мы играли и обнаружили…».
В старшей группе содержание представлено тематическим блоком «В моей семье и в культуре других», реализуемым посредством сценариев, сюжетами которых являются эпизоды из литературных произведений «оживленных» фрагментов изобразительных произведений, придуманных детьми как их творчество и реально пережитых.
Тема 1. «Конфликт в семье».
Тема 2. «Детская ссора».
Тема 3. «Культурная традиция принятия гостей».
Тема 4. «Добрый-злой в сказках различных народов».
Тема 5. «Пойми другого».
Тема 6. «Ты не такой как я (национальность)».
Тема 7. «Принимаю тебя (куда, какого, как)».
Источники:
Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика.
Толерантность, С. Г. Ильинская
Толерантность. Введение в проблему, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов