МААМ-картинки

Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений

Светлана Глотова
Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений

Цель тренинга : Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

• отработать навыки убеждения;

• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции;

развить умение находить подход к людям;

• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;

развить умение невербального средства общения;

• обучить эффективным способам общения.

Организационный этап.

Публикация «Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений» размещена в разделах

Психолог: Общение пронизывает всю нашу жизнь. Это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на 6-й день начинаются зрительные и слуховые галлюцинации. Он начинает общаться с неодушевлёнными предметами и несуществующими образами. Нас окружает много интересного, причём весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, семья, друзья, то есть всё наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, всё движется вокруг НАС, и мы вполне можем управлять всеми событиями, происходящими вокруг. Самое основное – это правильное общение и лёгкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90 % из участников спора убеждается в своей правоте ещё твёрже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Т. к. если вы из спора выходите победителем, то есть возможность, что вы потеряете друга, партнёра. Это естественно, т. к. человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упражнение 1. «Пересядьте те, кто…».

Инструкция. Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.

Стоящий в центре круга (для начала им будет психолог) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например: Пересядьте все те, кто родился весной - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

Как вы себя чувствуете?

Как ваше настроение? ( Примерные вопросы: кто любит свою работу, кто опаздывает, кто любит ходить в гости). Не правда ли, общего в нас больше, чем различий.

Упражнение 2 .«Ассоциации».

Цель: побудить педагогов к ассоциативному мышлению. Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же означает слово «общение». (Высказывание участников.) Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информации.

Предложить несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов:

1. Контакт. 2. Беседа. 3. Встреча. 4. Разговор. 5. Переговоры. 6. Обмен информацией. 7. Процесс восприятия и познания друг друга. 8. Прием информации. 9. Передача информации. 10. Самовыражение. 11. Поддержка. 12. Взаимопонимание. 13. Сплочение.

Метафора общения.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение 3. «Тарелка с водой».

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1. Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение 4.«Выбор».

Психолог: Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего :

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Упражнение 5. «Комплимент».

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 6. «Кто быстрее».

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Инструкция: Посчитаться на счёт раз-два. Получилось две команды. Задача заключается в том, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую назовёт психолог, причём строиться надо молча, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

• треугольник;

• ромб;

• угол;

• буква;

• птичий косяк;

• круг;

• квадрат.

Обсуждение:

• Трудно было выполнять задание?

• Что помогло при его выполнении?

Упражнение 7. «Пронеси карандаш».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Инструкция. Выбрать себе пару и по очереди вместе со своей парой встать у черты, где лежит карандаш. Задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

Обсуждение:

• Что с вами происходило?

• Если не получилось, то почему?

Упражнение 8. «Отражение в воде».

Работа в парах.

Психолог: Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

• человек скорчил страшную рожицу;

• человек замахнулся палкой;

• человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»

Вопросы после выполнения упражнения.

1. Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);

2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;

Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение 9. Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ».

Цель: релаксация.

Психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Примечание: Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку.

Упражнение 10. «Я заслуживаю…»

Психолог: Завершая наше занятие, хочу предложить вам такое упражнение, вернее, игру : “Я заслуживаю. ”.

Инструкция: Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в воспитанниках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю. ”, вспомните всё то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т. п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю. ” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим»

Упражнение 11. «Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Публикации по теме:

Презентация мастер-класса «Мастерство общения» Вступление. Сегодня наша встреча посвящена творчеству и педагогическому мастерству. И это не случайно на современном этапе развития системы дошкольного.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений
Опубликовано: 1 марта 2015 в 18:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД