Аделова Аниса
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Публикация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей — всех, чья деятельность невозможна без общения. Он развивается постепенно,это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
Основными признаками эмоционального выгорания являются :
истощение, усталость;
психосоматические осложнения;
бессонница;
негативные установки по отношению к воспитанникам, коллегам;
негативные установки по отношению к своей работе;
пренебрежение исполнением своих обязанностей;
увеличение объема психостимуляторов;
уменьшение аппетита или переедание;
негативная самооценка;
усиление агрессивности;
усиление пассивности;
чувство вины.
Для того чтобы научиться противостоять стрессам, которые обрушиваются на нас каждый день, необходимо овладеть любыми способами управления эмоциями и техникой аутотренинга. Каждая ситуация и человек, появившейся в нашей жизни, пришли не просто так, а чтобы научить чему-то. Поэтому, вместо того, чтобы обижаться, скандалить или копить гнев, нужно посмотреть, чему эта ситуация хочет вас научить. Как только выучите урок - вы перестанете реагировать на подобное, и рабочие будни станут проще. А аутотренинг или небольшая медитация утром и вечером дадут возможность получить нужный настрой, отработать лишние эмоции, зарядиться энергией или, наоборот, расслабиться.
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания
Цель: Знакомство участников с причинами, проявлениями и последствиями синдрома профессионального выгорания педагога; развитие навыков педагогической рефлексии и мотива к развитию эмоциональной устойчивости.
Правила тренинга :
- конфиденциальность – все, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы;
- Я-высказывание – говорим только о собственных чувствах;
- отсутствие оценочных суждений - не даем оценку личности других участников;
- право на ошибку – на тренинге нет «правильного» и «неправильного»;
- один говорит, другие молчат – не перебиваем друг друга;
- добровольность – можно не участвовать в отдельных упражнениях.
Ход тренинга:
1. Упражнение «Имя-качество». Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть а его имени, фамилии или в отчестве. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает оригинальность каждого.
2. Упражнение «Продолжи фразу.»
а) Никто не знает, что я люблю.
б) Я, как и все мы.
Рефлексия упражнения развитие своей оригинальности и групповой сплоченности.
3. Метафорическая игра «Автобус» (осознание способов достижения жизненных целей). При помощи стульев, расставленных вдоль стены, отгораживается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса в час «пик». Среди участников проводится блиц-опрос — чего бы им хотелось добиться в жизни? Или можно предложить выбрать из готового списка: любовь, богатство, карьера, здоровье, красота, успех, мудрость. Ответы обобщаются и записываются с добавлением эпитетов на листе бумаги большими буквами. Например, «Верная любовь», «Блестящая карьера», «Богатырское здоровье», «Головокружительный успех», и т. п. Участники предупреждаются, что на каждой остановке может выйти только один пассажир, причем заранее неизвестно, какая именно будет открыта дверь — передняя или задняя, время выхода ограничено. «Движение» автобуса сопровождается музыкой, ведущий изображает водителя, предлагая пассажирам не толпиться у дверей, пройти в середину салона, не забыть оплачивать проезд, уступать места пассажирам с детьми, тем самым создавая участникам помехи.
Рефлексия: Каково выбираться из переполненного автобуса, приходилось ли вам оказываться в таких ситуациях, как обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации, как чаще ведут себя окружающие?
Далее участникам предлагается самостоятельный найти метафорический смысл данного упражнения. «Автобус — это наша повседневная жизнь. То, как мы пробирались к выходу, показывает, как мы обычно достигаем намеченных целей».
4. Далее релакс «Кофейня». Ведущий предлагает мысленно отправиться в ближайшую кофейню. (Тест «С возрастом вкусы меняются»). Пожалуй, именно кофе являет собой образец истинного напитка для взрослых. Его густой аромат, горьковатый привкус, ощущение тепла и блаженного предвкушения в момент, когда вы дуете на него перед тем, как сделать первый глоток, — этот приятный ритуал входит в вашу жизнь, когда вы покидаете страну детства, и символизирует вступление во взрослую жизнь. Странно, что, несмотря на весь имеющийся в нем кофеин, чашка кофе, выпитая в располагающей обстановке, расслабляет и успокаивает нервы. Столик в дальнем углу кофейни, где можно полистать хорошую книжку и послушать льющийся из колонок джаз, служит для многих идеальным прибежищем, где можно передохнуть от стресса и напряжения, которыми обычно сопровождаются работа, учеба и сама жизнь. Здесь можно вдосталь насладиться ничегонеделанием, даже если длится оно ровно столько, сколько глотков кофе вмещает ваша чашка.
Вы работаете не покладая рук и заслужили небольшую паузу. Отключитесь от дел и забот и насладитесь одной из привилегий взрослой жизни. Чем вы себя побалуете? Теплым круассаном? Чашечкой крепкого колумбийского кофе? Роскошной смесью кофе, сливок и горячего шоколада? Ну же, не ограничивайте себя. Вы, как учит нас реклама, этого достойны.
1. Сегодня один из тех редких дней, когда вам никуда не надо бежать, поэтому вы решаете посвятить немного времени себе и отправляетесь в свою любимую кофейню. Опишите атмосферу и обстановку выбранного вами заведения.
2. Вы заказываете кофе. Что вы делаете, ожидая, пока вам принесут ваш заказ?
3. Официант ставит перед вами чашку кофе, и вы делаете первый глоток. Каков он на вкус? Горячий он или холодный?
Комментарий к тесту: Кофейни, так же как и сам кофе, тесно связаны с быту-эщими в мире взрослых представлениями и с их взаимоотношениями в рамках человеческого социума. По вашим ответам на вопросы этого теста можно судить о том, как на вас действует стресс и как вы справляетесь с ним там, где это касается ваших отношений с люд
1. Описанная вами атмосфера – это на самом деле ваша идеальная рабочая обстановка. Кто-то чувствует себя комфортно в оживленной атмосфере, в окружении плотной толпы единомышленников. Другие ценят одиночество и тишину. Впрочем, есть и такие, кому атмосфера как таковая совершенно безразлична. Лишь бы кружка, в которой подают кофе, была безразмерной.
2. То, как вы коротали время в ожидании заказа, указывает на главный источник стресса или беспокойства в вашей жизни.
Вы просто сидели и наблюдали за посетителями кофейни? Это говорит о том, что вас слишком волнует, что делают, говорят или думают другие. Расслабьтесь и просто будьте самим собой. Все остальные ведут себя именно так.
Вы вытащили припасенный журнал и углубились в чтение или же принялись изучать меню? Вам следует хотя бы иногда отрываться от книг и бумаг. Уделяйте чуть больше времени физической активности.
Вы просто сидели и ждали сложа руки? Это знак того, что ваша жизнь недостаточно насыщенна и вы ищете, чем занять свое время.
3. Как вам понравился ваш кофе? Вкус и температура вашего воображаемого напитка соотносимы с уровнем стресса, который вы сами себе создаете. Чем больше вам понравился ваш кофе, тем меньше стресса вы привносите в свою жизнь. Если вы решили, что ваш кофе был слабым, чуть теплым, слишком горьким или, наоборот, обжигающе горячим, значит, вы создаете проблемы на пустом месте. В мечтах можно позволить себе все что угодно – уж по крайней мере чашечкой вкусного кофе вы вполне могли себя побаловать.
5. Заключение. Под музыку-релакс чтение притчи «Про счастье и кофе» :
Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал : “Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. ”
Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было – кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни.
Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наслаждайтесь своим кофе!
У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть.
Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь. Жизнь – это кофе! Наслаждайтесь!
6. Обратная связь.
Разработано
по материалам книги В. А. Родионова
«Прививка от стресса»,
Ярославль. Академия развития, 2006г. ,
так же по материалам кокотестов.