Полева Галина
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика синдрома профессионального выгорания».
Упражнения на осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий.
«Выгорание» связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных или профессионально трудных ситуациях. «Выгоранию» способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание решений на «потом») или стратегии ухода (избегания) от поиска решения проблем, агрессивные или асоциальные стратегии. «Неудачное» поведение активизирует психологическую защиту и не способствует развитию личности.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Лица, умеющие использовать конструктивные модели поведения (проблемно-ориентированные, просоциальные – направленные на расширение и углубление социальных контактов, дипломатичные и уверенные действия, подвержены наименьшему риску «выгорания».
«Удачное» (копинг) – реалистическое, гибкое, большей частью осознаваемое, включающее в себя произвольность, самоконтроль и активность. Оно повышает адаптивные возможности субъекта.
На этом этапе тренинга мы должны обратить внимание участников на их привычные модели поведения и стимулировать к нахождению новых.
Упражнение «Марионетка».
Участники должны разбиться на «тройки». Для каждой «тройки» ставятся два стула на расстоянии 1,5-3 метра.
Инструкция: «Вы разбились на “тройки”. Двое из вас должны играть роль кукловодов – полностью управлять движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Цель “кукловодов” – перевести “куклу” с одного стула на другой. Тот, кто играет “куклу” не должен сопротивляться тому, что с ним делают “кукловоды”».
Вопросы для рефлексии:
- Что вы чувствовали во время игры, когда были в роли куклы?
- Понравилось ли вам это чувство? Комфортно ли было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
Примечание. Очень важно, чтобы на месте куклы побывал каждый участник. Данное упражнение при качественном исполнении (когда марионетки не двигаются самостоятельно) дает возможность участникам почувствовать ситуацию отсутствия свободы проявления своих желаний, испытать на себе зависимость от другого человека, давление чужой воли. Но это не значит, что у всех участников оно вызовет негативные чувства. Поэтому в конце необходимо обсудить чувства участников, объяснить особенности пассивной и активной жизненной позиции в различных ситуациях. Проводя обсуждение, ведущий выясняет, почему у участников могли возникнуть те или иные чувства.
Упражнение «Пилка дров».
Работа в парах. Участники выстраиваются в две шеренги.
Инструкция: «Мы сейчас с вами будем пилить дрова. Представьте, что у вас есть двуручная пила и бревно; одно условие: пила должна сохранять свой размер, то есть не уменьшаться и не растягиваться. Пилим. (Через 1 минуту.) Можете менять темп, попробовать пилить быстрее или медленнее. Поменяйтесь партнерами…Снова пилим!».
Вопросы для рефлексии:
- С кем пилил дрова?
- С кем было легче?
- Чем отличалась работа с 1-м и 2-м партером?
- Кто был ведомым, а кто – ведущим?
Упражнение «Рисование вдвоем».
На двоих участников – один лист бумаги и один карандаш.
Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».
Вопросы для рефлексии:
- Является ли картина совместным произведением?
- Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?
- Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто – ведущим?
- Была ли «борьба за власть»?
- Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?
Упражнение «Сдача бутылок».
Инструкция: «Сейчас я буду в роли злой тетки, которая не хочет принимать бутылки, хотя работает в пункте приема стеклотары. Каждый из вас должен сдать бутылки. Я могу принять бутылки, а могу не принять».
Примечание. Важно стимулировать участников к поиску различных поведенческих стратегий. Ведущий может принимать бутылки только у тех, кто убедителен, искренен в своем желании их сдать. После нескольких попыток кто-то из группы может заменить ведущего. Если группа небольшая, то каждый участник может попробовать себя в обеих ролях. Можно ограничить время сдачи бутылок.
По окончании упражнения ведущий обращается к каждому участнику с вопросами и стимулирует группу к анализу моделей поведения каждого.
Вопросы для рефлексии:
- Что было особенно трудно?
- Какие чувства вы испытывали?
- Похоже это на то, как вы действуете обычно?
- Попробовали ли вы что-то новое?
- Какие можете сделать для себя выводы?
В заключении можно провести упражнение «Иди ко мне, мы с тобой…».
Инструкция: «Один человек встает в центр круга и говорит, обращаясь к кому-нибудь, например: Иди ко мне, Лена, мы с тобой любим детективы. Они берутся за руки. Следующий участник продолжает: Иди ко мне, мы с тобой… Так образуется цепочка.
Рефлексия всего тренинга.
Благодарность ведущего участников тренинга за работу.