Тренинг для педагогов «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ»

Анна Савчук
Тренинг для педагогов «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ»

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве. И сегодня мы с вами через определенные упражнения и задания попытаемся овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Содержание: Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и, чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Когда группа готова к работе, тренер предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения.

Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы могут звучать приблизительно так:

Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже, почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?

Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?

Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Говоря о том, что помогает и что мешает в работе с родителями, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за работой других или воспитателей.

Обсуждение: все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО Я ВИЖУ НА КАРТИНЕ?»

Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

Содержание: тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно, и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном, ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете, глядя на картину (или за окно? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.

Далее тренер переходит к мини-лекции «Визуал, аудиал, кинестетик».

В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде всего видит предмет, событие или явление, «аудиалов» - люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции.

Давайте и мы с вами сейчас проверим как вы умеете видеть, слушать, чувствовать.

Упражнение “Взгляды”(5 мин.)

Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

Удалось ли всем найти пару?

Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получились две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.

Тренер предлагает послушать “Правила активного слушания. ”

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Методические рекомендации: тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Материал к упражнению «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»

---

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

X ---

Ты никогда никому не помогаешь.

X ---

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

X ---

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

X ---

Почему ты на всех смотришь волком?

X ---

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

X---

Ты как не от мира сего.

X ---

У тебя такой страшный взгляд.

X ---

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все за-будешь. X ---

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

X ---

Посмотри, на кого ты похожа!

X ---

Ты слишком много болтаешь ерунды.

X ---

Что ты вечно на всех кричишь?

X ---

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

X ---

Ты слишком плохо воспитана

X ---

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО

Цель: обобщать знания, полученные в ходе двух дней работы на тренинге.

Содержание: Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например:

«о» — обаяние педагога,

«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Тренер записывает на доске (на блокноте) высказывания участников и к следующему дню готовит их в виде раздаточного материала.

Обсуждение: проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу показывают один жест, отражающий его ощущения и состояние в настоящую минуту — после завершения работы тренинга.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями?» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи:.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в виде психологического тренинга «Продуктивное общение» Цель: закрепление и развитие базовых умений в реализации коммуникативной компетенции. Задачи: Проведение самооценки педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями». Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: -познакомить.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-тренинг для педагогов «Мотивация педагогов и детей в современных условиях образовательного процесса ДОУ» Семинар-тренинг для педагогов на тему «Мотивация педагогов и детей в современных условиях образовательного процесса ДОУ» Цель: Повышение.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: - Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.

Тренинг для педагогов ДОУ «Способы построения эффективного взаимодействия с родителями»Тренинг для педагогов ДОУ «Способы построения эффективного взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями». Карьерные успехи человека на 80 % зависят от.

Тренинг «Общение». Развитие коммуникативных навыков педагогов Тренинг для педагогов Тема: Общение Задачи: 1. Развитие вербальных и невербальных средств общения 2. Сплочение педагогического коллектива.

Тренинг для педагогов «Взаимодействие педагога с родителями» Ход тренинга 1. Корзина с предсказаниями Цель: создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального фона. Участникам предлагается.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 23:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в медицинский кабинет в детском саду
Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала в детском саду. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к профессии врача. 2. Развивать внимание,...
Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего дошкольного...
Занятие по рисованию «Танки на параде» с детьми младшего возраста с использованием...
Цель: рисование картинки "Танк на параде" в подарок папе. Задачи: * учить детей рисовать танк, используя нетрадиционные инструменты для рисования; *...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей 3–4 лет...
Задачи: Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения. Обозначать результат сравнения словами: больше-меньше, столько-сколько....
Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда
бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к ним огромный...