Папки-передвижки

Тренинг для родителей «Секреты психологического здоровья детей»

Наталья Прончатова
Тренинг для родителей «Секреты психологического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Материально-техническое обеспечение:

Бейджики, клей-карандаш, запасные бумажные перья, клубок ниток, платки и верёвка для игры.

Демонстрационный: нарисованный аист с новорожденным; бумажные цветочки – по 1 на каждого участника, бумажные перья для хвоста – 3 шт., карточки со словами «типы семейного воспитания», «идеальный ребёнок», «взрослый», «ребёнок», памятки для родителей «Эти слова ласкают душу ребёнка».

Раздаточный: бумажные перья для туловища – по 1-2 шт. на каждого, ручки (карандаши, фломастеры, чистые листочки бумаги по количеству участников;

Публикация «Тренинг для родителей „Секреты психологического здоровья детей“» размещена в разделах

Материал для проведения рефлексивной игры: изображения чемодана, мясорубки и урны, 3 чистых листика для каждого.

ВВЕДЕНИЕ

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Тренинговые технологии являются популярным и востребованным средством социальной, просветительской и развивающей работы с различными категориями граждан, средством обучения персонала. Использование педагогами элементов коммуникативных тренингов в работе с детьми и родителями, проведение совместно с педагогом-психологом мини-тренингов в рамках одной встречи также является возможным и правомерным.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Традиционные организационные и тематические родительские собрания не утратили своей актуальности, но уровень образования современных родителей, их социальный запрос к образовательным учреждениям требуют поиска новых форм и видов сотрудничества, которыми могут стать семинары-практикумы, деловые игры, родительские конференции и круглые столы, семейные конкурсы и праздники, социальные и учебные проекты, тренинги.

Младший школьный возраст – крайне важен для развития личности и характера ребенка. В этот период развитие зависит от семейного воспитания. Ребенок начинает осознавать себя как личность, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируется самосознание, расширяется сфера деятельности ребенка, интенсивно идёт психо – педагогическое развитие.

Семья имеет огромное значение в жизни и развитие ребенка. Именно семья учит ребенка впервые радоваться, огорчаться, удивлять, злиться, любить и т. д. Поэтому от качества общения зависит полноценное развитие личности ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие.

Период поступления ребёнка в ДОУ связан с огромной психологической нагрузкой, которую испытывает неокрепший организм, что может вызвать у ребенка затруднения в обучении, и требуют пристального внимания воспитывающих его взрослых.

Актуальность работы по данной теме обуславливается с чрезмерной занятостью родителей и отсутствием психолого-педагогических знаний и умений эффективного общения с детьми в момент возрастных кризисов.

Учитывая актуальность данной проблемы, было создано родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Секреты психологического здоровья детей», направленное на гармонизацию отношения и общения между родителями и детьми, осознание родителями проблем и их влияние на эмоциональную сферу ребенка, анализ проблем взаимодействий в системе ребенок-родитель. Обучение эффективным способам взаимодействия родителя с ребенком. Во время тренинга у родителей есть возможность получить теоретическую информацию по данной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь как со стороны педагога, так и со стороны родителей, что дает возможность увидеть проблему с разных позиций.

В результате тренинга родители должны :

• понять, что важно сохранять контакт с собственным детством и использовать его для понимания чувств ребенка;

• осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей детей;

• понимать роль психологических потребностей в личностном развитии ребёнка;

• заботиться о сохранение психологического здоровья своих детей.

Цель: донести до родителей информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших школьников.

Задачи:

• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;

• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;

• приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

Основное содержание тренинга.

Ведущий:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития детей и о факторах, влияющих на это. Наше собрание пройдёт в форме тренинга.

1. Выполнение упражнения «Приветствие».

- Берем друг друга за большой палец и говорим слова:

«Всем, всем добрый день!»

2. Выполнение упражнения «Комплименты по кругу».

Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейджике», и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.

Ведущий:

- Мы все воспитываем детей, казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.

3. Выполнение упражнения «Психологический настрой».

Ведущий:

- Уважаемые родители, все вы знакомы с символом, помещенным перед вами – «аист, несущий новорожденного». Что он означает именно для вас?

4. Выполнение упражнения «Ожидания».

Ведущий:

- Конечно же, все, что вы перечислили – является отражением вашего внутреннего ощущения, восприятия данного образа – образа «ожидания чуда в лице долгожданного малыша». И вот этот миг наступил. Малыш родился, и даже успел уже немного подрасти, как раз столько, чтобы попасть в детский сад. Итак, что вы, взрослые, ожидаете от своего ребенка? Каким он должен быть сейчас? Какие качества и умения должны у него сформироваться? Перед вами лежат бумажные белые перышки, на которых вы и напишите свои ожидания, а после их прикрепим на тело нашего аиста, осуществляющего нашу мечту.

(Родители пишут свои ожидания к ребенку данного возрастного периода, после чего передают перья педагогу, который озвучивает их, комментирует и прикрепляет клеем к туловищу аиста. Если есть необходимость, добавляет на запасных перьях необходимые качества и умения, которые соответствуют возрасту ребенка).

Ведущий:

- Вот такой аист у нас получился. Теперь он точно знает, какой ребенок нам нужен!

Основная часть (35 минут)

- Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

- Выделяют 4 типа семейного воспитания:

Ведущий:

- Какие из типов вам знакомы? По какому типу вы воспитываете своего ребёнка?

«Типы семейного воспитания» (Ведущий вывешивает на доску)

•авторитетный (принимающий, демократический);

•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

•либеральный (бесконтрольный, попустительский)

•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?

5. Упражнение «Цветок».

Ведущий:

- Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Ведущий:

- А как вы думаете, уважаемые родители, что такое здоровье?

- Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

А не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Ведущий:

- В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:

• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,

• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;

• как старший друг и советчик, которому можно доверять.

- Итак, вы определили какой в вашей семье стиль воспитания. Но так как дети берут пример с нас, родителей, так и мы в свою очередь многому научились у своих родителей. Вспомните, какие слова ваших родителей в детстве, помогли вам в вашей жизни, а какие помешали и до сих пор мешают.

- Установки родителей оказывают большую роль на качество жизни детей. (Ведущий вывешивает на доску)

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь.

"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

Ведущий:

- Надо говорить как? "Счастье ты моё, радость моя!"

"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. – Говорите детям - "А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама…"). Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

- А как правильно? «Мама у нас умница!»

"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития безынициативность, низкая мотивация к достижению.

- Говорите чаще «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное, напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

- Как вы скажите теперь своим детям? «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

- Подскажите мне, как будет правильно? «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Нельзя ничего самому делать!». Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

- Как вы будете теперь говорить? «Смелее, ты всё можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди!» Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

- Скажите мне теперь, как сказать ребёнку правильно? «Иди ко мне скорее! Расскажи мне…».

Ведущий:

- Как часто вы говорите детям?

Я сейчас занят (а)

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так.

Неправильно!

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила!

Нет! Я не могу!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Ведущий:

- Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравиться, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой.

(Ведущий раздаёт памятки родителям).

Ведущий:

- Уважаемые родители, а как вы считаете, что такое общение?

- Когда оно бывает?

- Как вы общаетесь со своим ребенком?

- Как вы считаете, какой должен быть «идеальный ребенок»?

Игра. Модель «Идеальный ребенок».

Выходит 1 человек в середину круга - это наш ребенок.

- Вы, говорите ребенку «не трогай»?

(Завязываем руки).

- Говорите ребенку «не кричи»?

(Завязываем рот).

- Говорите ребенку «не смотри»?

(Завязываем глаза).

- Говорите ребенку «не слушай»?

(Завязываем уши).

- Говорите ребенку «люби этого, а не того»?

(Завязываем сердце).

- Вот это и есть ваш «идеальный ребенок». Нужен он вам такой? Что мы сделаем? Дадим ему смотреть, слушать, трогать, бегать, любить. Вот тогда ваш ребенок сможет развиваться лучше, и вы тогда вырастите идеального ребенка. Нужно дать ребенку и развиваться самому.

- Как вы ругаете ребенка? Сейчас посмотрим, как это происходит.

Игра. Модель «Взрослого и ребенка».

Выходят два человека. Один встает на стул - это взрослый, а другой садится на корточки - это ребенок.

- Изобразите, как взрослый ругает ребенка. Погрозите пальцем.

Как вы думаете, как чувствует себя ребенок, когда его ругают (Угнетено). Как желательно общаться с ребенком в такой ситуации (Глаза в глаза).

-Теперь предлагаю сесть друг напротив друга, и поругайте ребенка опять. Как сейчас чувствует ребенок?

- Умеете ли вы ласково называть своего ребенка?

6. Упражнение. Психогимнастика.

Ведущий:

- Без слов, жестами, покажите, как вы скажите ребёнку «Тише», «Так нельзя!», «До свидание!», «Молодец», «Здорово», «Иди сюда».

Заключительная часть (7 минут)

7. Игра «Что меня огорчает, а что радует».

Ведущий:

- Предлагаю вам взять листочек, разделить его на две части, можно мысленно. И в первой части написать, что радует в вашем ребенке, а во второй части что огорчает.

- Написали.

- Теперь предлагаю оторвать часть где «что огорчает» разорвать на кусочки и выбросить их. Пусть дети всегда нас радуют!

Вывод:

Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Рефлексия «Чемодан, мясорубка м урна».

Ведущий:

- Уважаемые родителями, перед вами висят три изображения с кармашками: чемодан, мясорубка, урна. Перед каждым лежат чистые листы и ручки. – Предлагаю вам подумать и написать на листиках то, что вы вынесли из данного мероприятия. 1. Перечислите то, что вам очень понравилось, и что для вас было новым, но вы собираетесь эти воспользоваться в дальнейшем – и положите в чемодан. 2. Перечислите то, чем вы владели и до собрания, и постоянно пользовались и будете продолжать использовать в воспитательной работе – положите этот листик в мясорубку. 3. Перечислите все то, что вам не понравилось в сегодняшнем мероприятии и что вы считаете нецелесообразным в использовании – положите в урну.

Ведущий:

- Попрощаемся! Берем друг друга за большой палец и скажем:

«Всем, всем до свидания!»

Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Сценарий квеста «Доброта спасает мир» в рамках декады психологического здоровьяСценарий квеста «Доброта спасает мир» в рамках декады психологического здоровья Действующие лица: Кот Леопольд, Королева Зла, Королева Добра, ведущий (воспитатель) В группу входит Кот Леопольд Кот Леопольд. Ребята,.

Квест-игра «Секреты здоровья»Квест-игра «Секреты здоровья» .

Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 летРисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 лет Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность,.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Тренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровьяТренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровья В октябре, в рамках месячника психологического здоровья в 4 классе прошёл тренинг «В каждом человеке – солнце…»В процессе тренинга ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Секреты психологического здоровья детей»
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 14:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей «Секреты психологического здоровья детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Прончатова (УИ 2449472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД