Лучший педагог года

Тренинг «Избавление от вредных привычек»

Тарабукина Ирина
Тренинг «Избавление от вредных привычек»

Цель:

Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Актуализация проблемы.

Оценка уровня информированности.

Выяснение в ходе опроса исходного уровня информированности подростков по проблеме употребления алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Существует ли проблема наркомании и алкоголизма в нашем обществе?

Сталкивались ли с этой проблемой вы и ваши близкие?

Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?

Публикация «Тренинг „Избавление от вредных привычек“» размещена в разделах

Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

Если эту проблему не решать, то как она повлияет на наше общество в

целом?

Мини-лекция

Современный мир предлагает человеку различные вредные занятия, привычки и зависимости: курение, пьянство, наркотики, многочасовое смотрение ТВ, азартные игры и многое другое. Неуклонно растет число людей, особенно детей и подростков, подвергающих себя действию никотина, алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Это является следствием влияния социально-экономических условий жизни общества. Современные условия жизни создают постоянный психологический прессинг, особенно неблагоприятно сказывающийся на неокрепшей, легко ранимой психике подрастающего поколения. В настоящее время отмечается значительный рост потребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ и постоянное снижение возраста приобщения к ним молодежи.

Пьянство и алкоголизм наносят огромный ущерб здоровью населения страны, способствуя развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, нервно-психических заболеваний, туберкулеза, часто приводят к бытовым и производственным травмам (более 50-70% несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий происходят в состоянии алкогольного опьянения).

К сожалению, анализ ваших анкет показал, что "здоровье" в иерархии ценностей и потребностей вы ставите на одно из последних мест (после материального благополучия, квартиры, машины, отдыха, престижной работы и т. д)

Употребление алкоголя способствует разрушению здоровья в целом и всех его структурных компонентов. Психическое здоровье разрушается в первую очередь. При этом наблюдается неадекватность поведения, подросток все свободное время старается проводить в компании тех подростков, которые также склонны к употреблению алкоголя, перестает интересоваться другими видами деятельности (физкультурой и спортом, творческими видами деятельности и т. д.). Происходит изменение позиции долженствования с «Я» на «ОНИ». Как очевидное снижение успеваемости в школе, прогулы занятий, подросток перестает выполнять домашнее задание. Изменения физического здоровья проявляют себя в появлении патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и легочной системы.

Особую тревогу вызывает употребление наркотиков. Результаты статистики говорят о том, что в различных населенных пунктах России, 0,7% лиц в возрасте 16 лет и старше регулярно потребляют наркотики, что в пересчете на 100 тыс. населения дает показатель 700. Около 21% выявленных больных составляют лица до 21 года, около 79% - до 25 лет. Заметно выросло число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков. Это же стало причиной участившихся случаев рождения детей с нарушениями нервно-психической сферы, интеллекта, с врожденными дефектами и уродствами, что представляет угрозу здоровью нации в целом.

Такая вредная привычка как курение также в настоящее время омолаживается. Большое количество девочек также курят сигареты, как и мальчики, к тому же делают это открыто, демонстративно. При опросе подростков выявлено, что они курят по разным причинам, но в основном первая сигарета выкуривается за компанию, по механизму приобщения к «взрослой» жизни. Подросток, выкуривающий 15-20 сигарет в день, попадает в ситуацию никотиновой зависимости на биохимическом уровне, что уже требует врачебного вмешательства для отказа от курения. Данная привычка пагубно сказывается на функции всех органов и систем организма. Одна выкуренная сигарета в течение часа снижает остроту зрения и слуха на 20%, ухудшает кровообращение всех органов. Слизистая оболочка бронхов претерпевает дегенеративные изменения – клинически это выражается в формировании бронхита курильщика.

Генная предрасположенность играет немаловажную роль в формировании интереса к вредным привычкам, асоциальное поведение родителей лишь подтверждает данную предрасположенность.

Одним из источников негативной информации является телевидение, а также пресса, где отражаются все веяния «моды» нового поколения, в том числе идет реклама табачных изделий и спиртных напитков. Зачастую создатели рекламы даже и не задумываются о том, что несет их информация, а стремятся за прибылью.

В настоящее время психологи, социологи, педагоги и медики обеспокоены влиянием вредных привычек на организм человека. Они ищут пути выхода из сложившейся ситуации, и причины побудившие человека взять сигарету, начать употреблять спиртные напитки, быть неравнодушным к наркотическим веществам. Но выбор образа жизни остаётся за самим человеком и только он в силах себе помочь в первую очередь.

Упражнение «Домино»

Создание в группе атмосферы доброжелательности, пусть участники открыто говорят о себе. Упражнение показывает, что в группе между участниками существуют как различия, так и общие, объединяющие всех взгляды. Правило «Домино»: первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики. Например: «С одной стороны, я быстро бегаю, с другой — иногда пью пиво». Участник, который тоже иногда пьет пиво или тоже быстро бегает, подходит к нему и берет его за руку, говоря: «С одной стороны, я иногда пью пиво (быстро бегаю, с другой стороны — у меня есть кролик». Третий участник, у которого есть кролик, тоже встает в круг и говорит, что у него есть кролик, а также что-то отличное от второго участника. Игра продолжается, пока все участники не станут частью «домино». После игры обсуждаются вопросы: старались ли участники называть свои известные характеристики или хотели чем- то выделиться; что нового они узнали друг о друге; что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; хорошо это или плохо, когда в группе столько разных людей, почему.

Мозговой штурм

-Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак?

Фиксируются следующие идеи:

Из любопытства, за компанию, от нечего делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…

-Какой урон наносят вредные привычки организму?

Ответы фиксируются:

потеря уважения окружающих, СПИД, конфликты с родителями, ранняя смерть.

-Какие альтернативные занятия можно предложить?

Фиксируются следующие идеи:

Спорт, творчество, чтение книг….

При обсуждении обратить внимание на альтернативные способы проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью.

Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак или нет, а тот, кто выбирает их, тот выбирает и последствия.

Упражнение «Пожелание»

Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его на стол (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья или плоды). Все встают в круг, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Упражнение «Три способа поведения»

Описание упражнения. Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из следующих стилей поведения:

Первая ситуация – учитель застал ученика около школы с сигаретой и при всем классе делает замечание.

Вторая ситуация – два ученика в туалете распивали на перемене пиво, эта информация была доведена до сведения родителей, в присутствии которых предлагалось объясниться о мотивах данного поведения.

Третья ситуация - подростку предлагается выкурить сигарету (выпить пива, вина, водки) с аргументацией соответствующего стиля, с позитивной окраской предложения и приятным состоянием эйфории после принятия алкоголя.

Участники должны проиграть все три стиля поведения.

Первый. Застенчиво: говорить виноватым тоном, тихим голосом, потупив взгляд, не настаивать на своих требованиях, соглашаться с возражениями собеседника, подчеркивать его превосходство над собой («вы лучше знаете», «вам виднее» и т. п.) и свою зависимость от его решения.

Второй. Уверенно: говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и угрозам, высказываться по существу конфликтной ситуации, не «переходя на личности». Критика допускается, но она должна касаться не собеседника как личности, а конкретных деталей ситуации.

Третий. Агрессивно: говорить громко, энергично жестикулируя, выражать возмущение, формулировать свои требования в форме категоричного приказа, критиковать собеседника как личность, при возражениях с его стороны немедленно переходить к угрозам (пожаловаться куда-либо, «устроить проблемы» и т. п.).

Каждая из выбранных сценок проигрывается трижды (1-2 минуты на повторение). Тот партнер, который предъявляет претензии или требует чего-либо, ведет себя в соответствии с одним из указанных стилей. Второй партнер, на которого направлены претензии, специальных инструкций о том, каким должно быть его поведение, не получает, действует так, как ему представляется наиболее уместным. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и получают задание фиксировать в поведении игроков все проявления, свидетельствующие о том, к какому стилю относится их поведение. После проигрывания каждой сценки они делят своими наблюдениями.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что такое уверенное поведение в конфликтной ситуации средством сравнения с другими стилями поведения (застенчивым и агрессивным) и его тренировка. Обсуждение плюсов и минусов каждого из указанных поведенческих стилей.

Упражнение «Коробочка»

Создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр стола, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы в конце занятия должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?

- Почему вели себя так, а не иначе?

- Чем руководствовались в своём поведении?

Выводы: Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.

Внутренняя рефлексия

«Забава для дураков»

Информация для внутренней рефлексии: Все знают произведение великого Гёте «Фауст» о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле? Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод. После открытия Америки Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете (в Америке). Путешествуя, они обнаружили там много интересного, в том числе невиданные растения и среди них – табак. Весьма осведомлённый, как всегда, Мефистофель заявил: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?» На что получил решительный ответ Фауста: «Не надо. Забава для дураков».

Рефлексия

Закончи фразы:

Я думал…

Теперь я думаю…

Я делал…

Я сделаю…

Публикации по теме:

«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе Предлагаю материал для подготовки и проведения родительского собрания в школе по одной из актуальных проблем. Использовала рисунки и плакаты,.

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке «Ищем вредных насекомых»Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке «Ищем вредных насекомых» Цели: - продолжать развивать у детей навыки поисковой деятельности; - побуждать к поисковой деятельности; - формировать элементарные.

Фотоотчет о летнем физкультурном развлечении «В стране хороших привычек»Фотоотчет о летнем физкультурном развлечении «В стране хороших привычек» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Лето - чудесная пора, и детская двигательная активность особенно высока в это время года. Чтобы наши детки.

Фотоотчёт об участии учеников 3 класса в общешкольной акции «Мы без вредных привычек!»Фотоотчёт об участии учеников 3 класса в общешкольной акции «Мы без вредных привычек!» На этой неделе в нашей школе проходила акция "Мы без вредных привычек!" Мои третьеклассники с удовольствием приняли в ней участие.

Использование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной средеИспользование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной среде Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Игровые образовательные ситуации, прогулки,.

Классный час «Мы за мир без вредных привычек» для 8–9 класса Классный час «Мы за мир без вредных привычек» (8-9 класс) Девиз классного часа: Без вредных привычек по жизни иди, Здоровье свое и других.

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения»Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Цель: формирование отрицательного отношения к курению. Задачи: Образовательные:.

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.

Сценарий семейного мероприятия в ДЮЦ по профилактике вредных привычек у подростков «Здоров будешь — все добудешь!» Познавательное мероприятие «Здоров будешь - все добудешь!» Цель 1. Воспитание у обучающихся ответственности за свое здоровье, устойчивого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг «Избавление от вредных привычек»
Опубликовано: 6 июля 2020 в 13:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД