Папки-передвижки

Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями

Лариса Усатая
Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями

Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями

Одной из главных задач педагога, работающего в ДОУ, является установление положительного и продуктивного контакта с родителями.

В своем выступлении я хотела бы поделиться опытом использования такого интересного метода работы с родителями, как родительский тренинг, или тренинг общения.

Родительский тренинг предполагает непосредственное участие родителей :

Публикация «Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями» размещена в разделах

Участие в устных и письменных упражнениях, а также в игровых упражнениях на выбранную тему. Родитель имеет непринужденную возможность ощутить себя ребенком, представить себя на месте своего ребенка, «прожить» определенную ситуацию и сделать для себя выводы.

Родители – участники тренинга, а педагог в роли ведущего (тренера).

Основная цель родительского тренинга – получение новых знаний о развитии ребёнка, знаний о взаимоотношении со своим ребенком, а также установление положительного контакта с другими родителями.

Цель и задачи тренинга могут меняться в зависимости от выбранной темы.

Как же проводится тренинг общения?

Родители получают приглашение и знакомятся с темой дня заранее. Приведу примерные темы: «Поиграть с родителями в игры, в которые играют в детском саду их дети»,

«Я и мой ребёнок», «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста», «5 ласковых слов».

Педагог готовится тренингу по следующему плану :

изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

выбирает наиболее интересные сведения, о которых доступным языком можно рассказать родителям;

выбирает упражнения, в которых можно обыграть данный вопрос;

Упражнения готовятся в традиционном порядке:

• Разминка. Задания, направленные на установление положительного контакта родителей друг с другом, с педагогом. Также направленные на снятие напряжения в группе.

Приведу пример с нашего тренинга «Я и мой ребенок». (МОЖНО ПОКАЗАТЬ ОТРЫВОК или ПРОВЕСТИ С ГОСТЯМИ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ) Упражнение «Пересядьте те, кто…»

Несколько разминочных упражнений – родители почувствовали себя детьми, эмоциональное напряжение спало, и мы готовы перейти к следующему блоку - основному, где и будем проигрывать и обсуждать тематические вопросы.

Я на нашем тренинге взяла за основу теорию «поглаживания» (похвалы, наказания ребенка). В игровых упражнениях мы обсудили: что будет, если только хвалить ребенка, либо только ругать. Родители между собой обсуждали и практиковали, что легче: ругать или хвалить, как и когда можно применять похвалу и наказание.

Родители делились на группы, выполняли упражнения в парах и индивидуально. (НУЖНО ЛИ ПОДРОБНЕЕ? КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЛИ КАКИЕ У НАС БЫЛИ УПРАЖНЕНИЯ?

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. То есть обсуждение участниками эмоций и мыслей после упражнения и в конце тренинга.

Родителям можно задать вопросы:

Все ли получилось в ходе упражнения?

Что было сложным? Легким? Почему? Это дает возможность каждому участнику анализировать происходящее.

Важно, что смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Какое же участие принимают родители в тренинге? Остановимся на главных принципах.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в педагогике и психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, задача педагога заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность родителям осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь (обсуждение). Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача ведущего.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы родительского тренинга. Она отличает эту работу от других методов.

При итоговом анализе для педагога важно обратить внимание на:

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями педагога как ведущего.

Публикации по теме:

План работы «Школы молодого специалиста» План работы «Школы молодого специалиста» Сентябрь. 1. «Знакомство. Доверительные отношения». Творческая игра «Я и коллектив». Анкетирование:.

Тренинг как способ активного социального обучения родителей Доброго времени суток уважаемые коллеги. Все мы знаем, что работа с родителями является очень важной составляющей частью воспитательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 15:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД