Папки-передвижки

Тренинг «Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом» как инструмент профилактики проф. выгорания педагогов

Екатерина
Тренинг «Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом» как инструмент профилактики проф. выгорания педагогов

Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом

По данным на 1 сентября 2021 года на учете в региональном государственном банке данных состоит 1166 детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых 993 ребенка школьного возраста [5].

Каждый ребенок, поступающий в детский дом, имеет травматический опыт, поскольку разлучение с семьей, даже неблагополучной, всегда является сильнейшим стрессом для ребенка. За последние десятилетия было проведено достаточно много исследований, демонстрирующих отличие детей, воспитывающихся в домах ребенка от их сверстников, воспитывающихся в семьях по показателям психического развития и физиологическим показателям роста, веса, уровня кортизола. Данные сравнения детей с опытом социально-эмоциональной депривации с нормативной выборкой с использованием опросника Ахенбаха свидетельствуют о том, что дети с опытом институализации имеют больше проблем во взаимоотношениях со сверстниками, чаще проявляют агрессивное поведение [1]. Потеря объекта привязанности - большая утрата в жизни ребенка любого возраста [2].

Публикация «Тренинг „Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом“ как инструмент профилактики проф, выгорания педагогов» размещена в разделах

Дети до поступления в учреждение сталкиваются со значительными жизненными трудностями: вторичные возвраты, ранняя криминализация, вовлечение детей в деструктивное, девиантное поведение, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие. Среди самых распространнённых особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют тревожность, стремление привлечь внимание любой ценой, безразличие, негативный образ себя, нарушение саморегуляции. Такой опыт детей в значительной степени осложняет работу с ними, их адаптацию к «нормальной жизни». Предшествующий опыт формирует в детях сложности с выстраиванием доверительных отношений со взрослыми, с необходимостью соблюдать социальные нормы, отказаться от «девиантного прошлого». Таким образом, взрослый, находящийся рядом с ребенком, должен не только виртуозно владеть педагогическими приемами, но и быть стрессоустойчивым, надежным, последовательным, принимающим.

В данный момент в России нет государственной программы подготовки к работе с детьми с опытом институционализации. Зачастую воспитатели детских домов, детских садов и школьные педагоги, не имея достаточных знаний, сталкиваются с большими трудностями в налаживании контакта с этими детьми, реагировании на агрессивное и провокационное поведение. Все эти факторы способствуют нарастанию тревожности и выступают предикторами профессионального выгорания педагогов.

В 2018 году было проведено исследование психологических характеристик воспитателей ЦССВ (Центр содействия семейному воспитанию).

Методы исследования: социально-биографическая анкета, шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности Спилбергера, Торонтская алекситимическая шкала.

Было обнаружено, что в целом воспитателей больше всего беспокоит необходимость заниматься со сложными детьми и детьми, которые не становятся лучше. Помимо этого, возникла острая потребность в информации о развитии, поведении, эмоциональном состоянии детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, а также информации о способах взаимодействия с детьми, переживших вторичный отказ и возврат в сиротское учреждение. Так же сотрудники были обеспокоены работой в стрессовых условиях переживаниями в связи с провоцирующим поведением детей [3].

В 2020 году было проведено повторное исследование. Большая часть респондентов – воспитателей детских домов были обеспокоены в связи осознанием тяжелого травматического опыта детей, необходимостью решать конфликтные ситуации и справляться с ненормативным поведением детей.

На основе исследований 2018 и 2020 года и их сравнительного анализа была разработана программа тренинга «Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом» в объеме 24 академических часа, направленного на практическую помощь педагогам в ситуациях трудного и провоцирующего поведения детей [4].

Цели и задачи тренинга :

Цель: повышение компетенции сотрудников и родителей в области сопровождения детей с вызывающим, провоцирующим поведением.

Задача 1: предоставить информацию об особенностях вызывающего поведения у подростков;

Задача 2: предоставить информацию о причинах, особенностях и направленности провоцирующего поведения у подростков с опытом пребывания в сиротских учреждениях;

Задача 3: познакомить слушателей с критериями и отработать навыки наблюдения за эмоциональным состоянием и провоцирующим поведением ребенка;

Задача 4: познакомить слушателей с приемами саморегуляции и осознанного взаимодействия с детьми с использованием активного слушания и принципов ведения партнерской беседы;

Задача 5: представить стратегии и алгоритмы конструктивного реагирования на провоцирующее поведение ребенка и отработать их использование в тренинговых упражнениях и ролевых играх;

Задача 6: подготовить слушателей к самостоятельной оценке вызывающего поведения, использованию алгоритмов конструктивного взаимодействия с подростками.

Перечень результатов обучения:

1. Знание теоретических аспектов и экспериментальных данных о последствиях травматического опыта у детей в семьях и сиротских учреждениях. 2. Освоение навыков наблюдения и безоценочного описания эмоционального состояния и поведения ребенка и взрослого. 3. Понимание причин, целей и характеристик провоцирующего поведения младших школьников и подростков. 4. Освоение навыков поддержки ребенка, саморегуляции и использования алгоритмов действий при провоцирующем поведении ребенка. 5. Знание организационных основ для междисциплинарной командной оценки и сопровождения ребенка с выраженным вызывающим поведением.

Структура и содержание учебных занятий:

Тема 1. Теоретические и экспериментальные основы реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и за рубежом. Концепция психического здоровья, как основа для реформирования. Роль близкого взрослого в контексте создания «семейных групп» в учреждениях. Командная работа. Новые компетенции воспитателей (близких взрослых) и специалистов, сопровождающих детей с травматическим опытом. Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка и взрослого как базовая компетенция сотрудников. Критерии определения эмоций на лице. Практикум.

Тема 2. Взаимодействие с ребенком, имеющим травматический опыт. Безоценочность в поведении взрослого и описании наблюдаемого поведения ребенка : критерии и практикум. Модель уважительной заботы Э. Пиклер. Модель улучшения отношений в паре «родитель – ребенок» М. Дожер. Навыки активного слушания и ведения партнерской беседы: определение и практикум.

Тема 3. Провокационное поведение, как следствие травматического опыта. Психологический портрет ребенка, воспитывающегося в учреждении. Травма и хронический стресс в детском возрасте и их психофизиологические последствия. Экспериментальные исследования влияния стресса и депривации на развитие мозга и функционирование ребенка. Оппозиционно-вызывающее расстройство у детей. Профиль развития детей с опытом неблагополучия в семье и пребывания в учреждении. Поведение привязанности у детей из небезопасного социального окружения.

Тема 4. Категории и функции провоцирующего поведения. Чувства ребенка, чувства взрослого, назначение (функция) поведения, действия взрослого. Естественные реакции взрослых на провоцирующее поведение детей. эффективные и не эффективные способы реагирования. Ресурсы для поддержания психического здоровья взрослых. Работа с видео: выделение функции вызывающего поведения и чувств участников. Оценка стратегии взрослого.

Тема 5. Стратегии совладания с провокационным поведением детей. Осознанность в поведении взрослого. Осознавание взрослым главной цели своего поведения. Принципы саморегуляции. Алгоритм действий в ситуации вызывающего поведения ребенка.

Тема 6. Закрепление алгоритма и его варианты. Критерии оценки выбранной стратегии для взрослого и для ребенка. Профилактика следующих вспышек вызывающего поведения ребенка. Командная работа: Выбор стратегии долгосрочной помощи ребенку и взрослому.

Тема 7. Выбор стратегии помощи ребенку и взрослому. Анализ случаев от участников. Отработка алгоритмов. Обращение к приобретенным компетенциям участников.

На данный момент в тренинге приняли участие воспитатели семи ЦССВ (Центр содействия семейному воспитанию) г. Санкт-Петербурга. В результате обучения педагоги отмечали улучшение самочувствия, снижение тревожности, повышение эмоциональной устойчивости. Воспитатели научились быстрее и увереннее ориентироваться в конфликтных ситуациях, опираясь на новые компетенции.

Литература:

1. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации после помещения в семьи России и США //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2015. – №. 3.

2. Петрановская Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. – Litres, 2017.

3. Селина Н. А., Пальмов О. И. Психологические особенности воспитателей семейных групп воспитателей детского дома. // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. — 2019. — Том 7.

4. Пальмов О. И., Ярыгина О. Ю., Бондарева Е. И. Потребности и психологические характеристики воспитателей детских домов как фокус программы сопровождения персонала. // Материалы международной научной конференции Ананьевские чтения. — 2020.

5. дети-ждут. рф

Публикации по теме:

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Мероприятия по обмену опытом среди педагогов нашего ДОУ (фотоотчёт)Мероприятия по обмену опытом среди педагогов нашего ДОУ (фотоотчёт) В этом учебном году в нашем детском саду проходят интересные мероприятия, на которых педагоги делятся своим опытом. Это проведение мастер-классов.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом» как инструмент профилактики проф. выгорания педагогов
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 13:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД