Шостак Анна
Тренинговое занятие для педагогов «Снятие нервно-психического напряжения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: снятие нервно-психического напряжения, усталости участников группы.
Задачи:
1. Ознакомление участников группы с различными способами снятия нервно-психического напряжения.
2. Обучение приемам ауторелаксации.
3. Расслабление, снятие напряжения.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте!
Публикация «Тренинговое занятие для педагогов „Снятие нервно-психического напряжения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Сегодня мы с вами поговорим о стрессе и способах работы с ним. Я не просто так сказала «работы» вместо, казалось бы, более привычного слова - «борьбы». Дело в том, что под стрессом принято понимать неспецифическую реакцию человека на воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как приятными – например, объятия близкого человека, так и неприятными, а порой и губительными – трудности на работе, разногласия во взаимоотношениях, постоянная необходимость преодолевать свой страх и т. п.
Ни для кого не секрет, что постоянное напряжение, усталость, стрессы приводят к проблемам со здоровьем, снижают работоспособность, мы становимся раздражительными, неудовлетворенными жизнью, портятся наши отношения с окружающими…и т. д.
Именно поэтому так важно уметь вовремя оказывать себе помощь и расслабляться. Восстановленный и отдохнувший организм будет более устойчив к стрессам, а настроение поднимется.
Итак, для того чтобы настроиться на работу, я предлагаю начать с небольшого разминочного упражнения.
Упражнение 1 «Алексей-апельсин-Амстердам» (10 мин.)
Цель: освоить активный стиль общения и способствовать созданию в группе отношений партнерства, создать атмосферу, свободную от барьеров и страхов.
Инструкция: вам необходимо по очереди представить себя группе следующим образом:
- назвать свое имя (так, как вы хотите, чтобы к вам обращались другие участники группы);
- назвать блюдо (фрукт, овощ, желательно любимые, которые начинаются на ту же, что и ваше имя;
- назвать город на первую букву вашего имени.
Обсуждение: не требуется.
Стресс вызывают конкретные предметы, явления или события – их называют стрессорами. Важно помнить, что стрессор – лишь повод для начала стресса, а мы сами делаем его причиной нашего напряжения.
Все стрессоры можно разделить на три категории:
1) те, которые практически нам не подвластны
Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по этому поводу, но изменить других людей мы не в силах, к чему тогда тратить свои нервы и силы на переживания из-за этого.
2) стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять
Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии.
3) события и явления, которые сами по себе проблемами не являются, но мы превращаем их в проблемы
Все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.
Итак, сейчас я предлагаю проанализировать, какие виды стрессоров доставляют вам беспокойство.
Упражнение 2 «Выявление стрессоров» (10 мин.)
Цель: осознание существующих стрессоров в жизни каждого человека, их анализ.
Инструкция: вам необходимо вспомнить те моменты, ситуации и т. д., которые являются причинами вашего стресса и вызывают у вас беспокойство, и записать их на листиках в три колонки:
1) стрессоры, которые мне неподвластны (цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей);
2) стрессоры, на которые я могу повлиять (перемены во мне);
3) бесполезные стрессоры (беспокойство о прошлом или о будущем).
Обсуждение: поскольку мы понимаем, что стрессоры в первой и последней группах нам неподвластны, работать с ними бесполезно. Мы не можем изменить их, мы можем изменить только свое отношение к ним (хотя над этим тоже можно поработать).
Но относительно второй группы стрессоров мы можем и должны что-то предпринять. Попробуйте составить себе какой-то план – что вы можете сделать, чтобы свести к минимуму воздействие на вас этих стрессоров. Может быть, нужно что-то поменять в своем распорядке дня, или пересмотреть значимость каких-то ценностей в вашей жизни, возможно, достаточно обратиться за помощью к близкому человеку, и часть проблем будет решена.
Все, что происходит у нас в голове, что мы думаем, представляем, влияет на наше состояние, причем происходит это автоматически, помимо нашего сознания.
Когда мы вспоминаем приятное событие, например, подарок от любимого человека, то при таких воспоминаниях наш организм вспоминает хорошие эмоции, и от этого становится лучше (иногда люди идут и улыбаются сами себе, это как раз тот случай). Но чаще всего мы «пережевываем» негативные случаи. Например, неприятный разговор: уже прошло 2 часа, а мы все переживаем эту ситуацию, тем самым наш организм испытывает неприятные ощущения.
У каждого человека есть свой набор способов или каких-либо вещей, которые способны поднять настроение, придать сил, когда они так нужны, помочь преодолеть какие-либо трудности. Но зачастую, под воздействием негативных обстоятельств мы не можем воспользоваться этими знаниями, хоть они и лежат на поверхности.
А ведь иногда достаточно пересмотреть фотографии с отдыха, съесть кусочек шоколада, услышать любимую мелодию и т. д.
Сейчас я предлагаю вам создать свою собственную памятку, шпаргалку, которая и будет спасательным кругом в борьбе со стрессом.
Упражнение «Ресурсы…» (7-10 мин.)
Цель: рефлексия, поиск и нахождение собственных ресурсов борьбы со стрессом.
Инструкция: на листах бумаги вам необходимо в виде схемки, например, солнышка с лучиками изобразить все, что способно улучшить вам настроение, те дела или предметы (это могут быть даже мелочи, которые доставляют вам радость. Постарайтесь вспомнить как можно больше, ведь это ваши ресурсы, из которых вы черпаете силу и энергию.
Обсуждение: Все, что вы сейчас записали – это ваши ресурсы в борьбе со стрессом. Например, после работы чувствуете усталость, а домашние как назло не готовы это понять – дайте себе несколько минут, уйдите в другую комнату, включите любимую мелодию и просто полежите, придите в себя… Вы приведете свое состояние в норму, и легче будет общаться с домашними…
Кто хочет поделиться своими способами? Обмен опытом всегда обогащает…
Сложно ли вам было выполнять это задание? Что вы заметили в процессе его выполнения?
Упражнение СЛАЙД-ТЕРАПИЯ! (5-7 мин.)
В качестве музыкального сопровождения к презентации (в прикрепленных файлах) можно использовать любую музыку для релаксации, либо подходящую классическую музыку.
Известная мудрость гласит: «Доброе слово и кошке приятно», а человеку – тем более. Иногда удачно сказанное доброе слово способно поднять другому человеку настроение, развеять дурные мысли или просто вызвать улыбку! Именно это мы с вами сейчас и попрактикуем.
Упражнение «Наилучшие пожелания» (10-20 мин.)
Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, ручки.
Инструкция: Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.
Участник, сидящий справа пишет пожелания человеку, листочек с именем которого он получил. Заворачивает то, что написал, чтобы слов не было видно.
После этого все листы по моей команде передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои пожелания. И так же заворачивает лист с написанным. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем пожеланиями от каждого члена группы.
Затем участники знакомятся с написанным.
Обсуждение: какие эмоции у вас вызвал ваш собственный лист с пожеланиями? Насколько он предназначен именно вам? Чем вы руководствовались при написании пожеланий тому или иному участнику группы? Какие возникали сложности при написании? Насколько в своей жизни вы руководствуетесь принципом индивидуальности, высказывая кому-либо свои пожелания?
Завершить это занятие мне хотелось бы замечательными словами Уолтера Рассела: «Если вы делаете то, что ненавидите, то из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, в результате чего вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете…
Любите все, что вы делаете. Или делайте только то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, самым лучшим из известных вам способов. Любовь к заданиям, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, а также от болезни, известной под названием «скука»».