мотошкова юлия
ТРИЗ-теория решения изобретательских задач
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ?
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
Публикация «ТРИЗ-теория решения изобретательских задач» размещена в разделах
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Игровая технология:
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МКДОУ №8 г. СИМ
Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития дошкольников около 20 лет назад.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности.
РАССМОТРИМ ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ТРИЗА.
Прямая аналогия
Цель:
Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож)
Критерии прямой аналогии:
По форме,
По цвету,
По структуре,
По ситуации,
По свойствам,
По характеру,
Символическая аналогия
Цель:
Нахождение краткого символического описания задач или объектов.
Задача или объект обозначается символами
Символическая аналогия
Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой
изображения еще более упрощены :
Фантастическая аналогия
Цель: Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду.
Виды:
По внешнему признаку
По характеру
По назначению
Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека
Младший возраст:
Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку».
Старший возраст:
Я чувствую, что я превращаюсь
-в ветерок,
-в песенку,
-в цветок.
-Я-светлячок….
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.