Наталья Власенко
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Труд всегда был основой жизни и культуры человека. Поэтому труд должен быть одним из самых основных элементов воспитательной работы. Макаренко А. С.
Без труда, без труда нет и не может быть образования, ибо без труда во всей его сложности нельзя быть образованным. В. А. Сухомлинский
Период от 3 до 7 лет для детей дошкольного возраста является этапом интеллектуального развития. В его рамках выделяются три периода:
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
– Возраст поступления в среднюю школу – от 3 до 4 лет;
– Средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;
– Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
Дошкольный этап – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации и формируется связь ребенка с основными сферами существования: миром человека, природой, предметным миром. Дается введение в культуру и общечеловеческие ценности. Дошкольный период – это период первоначального формирования личности и фундамента самосознания и личности ребенка. В дошкольном возрасте ситуация социального развития характеризуется расстройством совместной деятельности детей и взрослых. Дети познают мир межличностных отношений посредством ролевых игр. В игре ребенок повторяет действия взрослых и таким образом осознает свои взрослые наклонности. Круг значимых других постепенно расширяется и теперь включает в себя сверстников в качестве партнеров по игре. Преобладающей деятельностью ребенка на этом этапе развития является ролевая игра, она определяет позицию ребенка и его отношение к окружающему миру. Игра – один из основных способов социализации детей.
Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, развития у них трудовых навыков и умений, привития серьезного отношения к труду, стимулирования творческих способностей, инициативы, стремления к достижению лучших результатов. Нужно ли детям работать?
Это один из самых частых вопросов в современном воспитании и образовании детей. Об этом спрашивают родители, учителя и сами дети. Итак, нужно ли детям работать?
«Детство не должно быть сплошными каникулами — если не будет подходящей для детей трудовой нагрузки, дети никогда не смогут получить радости труда. Высшая воспитательная мудрость трудового воспитания состоит в том, чтобы воспитать в сердцах людей отношение к труду». детей. Труд — это не только необходимость выживания народа (немыслимая без труда, это еще многогранное проявление духовной жизни и личного духовного богатства. Труд раскрывает богатство человеческих отношений".
Сухомлинский В. А. «Гармония трех начал».
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих всего образовательного процесса. В. А. Сухомлинский неоднократно указывал, что любая работа сделает людей творческими, счастливее, умнее, культурнее, образованнее. Весьма важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является то, что она предусматривает, что труд может позволить естественным наклонностям и наклонностям детей раскрыться наиболее полно и ясно. Анализируя готовность вашего ребенка к трудовой жизни, нужно учитывать не только то, что он может принести обществу, но и то, что работа приносит лично ему. У каждого ребенка есть определенные базовые способности. Эти тенденции подобны пороху: чтобы зажечься, нужна искра. Способности детей в основном развиваются посредством деятельности. Трудовое воспитание является необходимым условием успешного поступления детей в школу. Результативностью детей, работающих с детства, является их самостоятельность, организованность, активность, аккуратность и способность к самообслуживанию в школе. Для успешного решения проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста крайне важно создать необходимые условия. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации дети могут испытать счастье от труда. Мы целенаправленно знакомим детей с разнообразной трудовой деятельностью : самообслуживанием, натуральным трудом, физическим трудом, работой по дому. Установите мотивацию, цели и результаты для своих детей. Дети в нашей группе овладели умением заботиться о себе, моют руки самостоятельно, им не нужно напоминать другим, умеют самостоятельно застилать кровати, самостоятельно организовывать свой гардероб, разговаривать, собирать вещи.. Мы стараемся научить детей бережному отношению к своим вещам, подчеркивая, что ухаживать за своей одеждой и обувью им нужно не только из-за необходимости быть опрятными, но и из благодарности родителям. Работа по уходу за собой может укрепить ваше желание все делать самостоятельно и продемонстрировать инициативу и работоспособность. Работа по дому – второй вид труда, который могут освоить дошкольники. Данная работа способствует формированию нравственных качеств: настойчивости, настойчивости и доброжелательного отношения к окружающим, а также развитию коммуникативных навыков детей. Наша группа создала рабочую картотеку обучающей игры.
Картотека рабочих заданий, картотека рабочих пословиц и цитат, картотека рабочих стихов и загадок. Мы подготовили «Карьера в детском саду», «Все хорошо», «Предприятия нашего города», «Понимание». «Мы используем такие демонстрации на занятиях. Мы уделяем большое внимание физическому труду. Этот вид работы развивает у детей конструктивные навыки и играет важную роль в их интеллектуальном и эстетическом развитии. Дети в нашей группе умеют запечатывать книги, как делать игрушки из бумаги, природных материалов и отходов. Дети добровольно сами делают праздничные открытки, приглашения на утренники, вместе с родителями создают поделки для наших регулярных выставок. Занимаясь с детьми, помните, что природа всегда обращайте внимание к труду, который формирует у детей различные личностные качества и воспитывает трудовые навыки, необходимые для дальнейшей жизни. В процессе работы с детьми мы запланировали и реализовали следующие проекты: «Лучок – Зеленый друг» Цель проекта: развивать основы детской исследовательской деятельности и экологического самосознания. Определите благоприятные условия для роста и развития лука. Посмотрите окончательные результаты вашей исследовательской работы. Результатом проекта стало то, что дети научились выращивать лук и ухаживать за ним, а также на практике ознакомились с условиями содержания лука. У нас уже есть знания о выращивании лука в комнатных условиях. Родители получают новые знания и расширяют свои возможности работать со своими детьми, применять полученные знания и читать вместе со своими детьми. Многие дети выращивают лук и другие овощи дома вместе со своими родителями. Дети получают новые знания и демонстрируют творческую активность в процессе продуктивной деятельности. Цель проекта «Весенние цветы» – проведение эколого-эстетического воспитания детей. Развивать бережное отношение к цветам и умение ухаживать за ними. Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любопытство ко всему живому. Результатом этого проекта является то, что дети чувствуют потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать и понимать, что наша планета не может жить без растений, потому что они не только помогают нам дышать, но и лечат наши болезни. Цветы не только красивы, но и являются частью живой природы, которую необходимо сохранять и защищать, и, конечно же, необходимо понимать их строение, внешний вид и особенности. Сорвать цветок может каждый, но не каждый может сказать, какой именно цветок он сорвал. В детский сад приносят песок и цель: его надо переместить в песочницу младшей группы. Внушаем детям, почему необходим такой вид работы, песок необходим для игры. Работа эта трудоемкая и выполняется преимущественно взрослыми, к ней мы привлекаем детей старшего возраста. Мы изначально распределили обязанности: одна группа детей держала лопатки и ложки и пересыпала взрослые и другие детские ведра в ведра, а другая группа насыпала песок в песочницу. После завершения работы мы предложили детям посмотреть, достаточно ли песка в песочнице для игр или нужно принести еще. Мы ценим работу детей. Дети младшего возраста любят играть в песочнице. Наиболее трудоемкие работы — подметание снега и сгребание листьев — требуют особенно внимательного наблюдения за дошкольниками. Мы замечаем появление внешних признаков утомления: одышку, частые остановки, покраснение лица, потливость. В этом случае мы переключаем ребенка на другой вид деятельности. Чтобы не допустить перегрузки, можно порекомендовать через 10-15 минут менять действие: одни разгребают снег, другие загружают снег в сани и отвозят его на назначенную будущую строительную площадку. Увеличивать совместную деятельность родителей и детей и воспитывать у детей положительное отношение к различным работам и творчеству. Ландшафтный дизайн: Дизайн групповых площадок. Постройте зимние конструкции вместе с родителями. Совместная творческая выставка поделок (вольер, кормушка, садик и т. д.). Украсьте групповую комнату к праздникам. Консультации для родителей (мобильные папки, плакаты и другие наглядно-информационные материалы, мастер-классы для родителей). Привлекайте родителей к просветительской деятельности (создайте мини-музей «Руки матери», «Антиквариат» и т. д.) Знакомьтесь с интересными людьми (из числа родителей). В своей трудовой деятельности мы выполняем с детьми руководящие и направляющие функции. Одна из частых ошибок воспитателей и воспитателей – желание сделать работу за детей, «чтобы результаты были лучше». В результате у ребенка сложится впечатление, что если что-то не получится, то его работу выполнит кто-то другой, что является крайне негативным фактором трудового воспитания. В процессе работы совершенствуются навыки и умения детей, развивается наблюдательность, расширяются интересы, формируется нравственный облик: усердно работая, у них изначально развивается чувство ответственности и предназначения. В заключение можно сказать, что трудовая деятельность является незаменимым фактором образовательного процесса. Можно выделить несколько моментов, оказывающих положительное влияние на трудовое воспитание : трудовое воспитание должно быть ситуативным, а требования заданий - простыми и понятными; обязательным условием является поощрение и похвала за любые успехи. Учителя должны объяснять цели всех действий и анализировать результаты, чтобы дети понимали важность своих действий. Дошкольникам интересно наблюдать за работой взрослых. Он учится простым движениям на примерах взрослых. Затем стоит повторить, точно прослеживая с ребенком одни и те же движения, и комментируя каждый шаг. Трудовое воспитание должно осуществляться не только в детских садах, но и на дому. По вопросу правильной организации трудового процесса дошкольников мы провели родительское собрание («Трудовое воспитание детей дома и в детском саду», на котором знакомим с особенностями детского возраста. Важно работать вместе.