Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

ирина огурцова
Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются умения и навыки.

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им нравственные качества.

Трудовое воспитание не теряет своей актуальности на протяжении столетий, многие мыслители, педагоги интересовались проблемами данного направления воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»

Трудовому воспитанию в школе большое внимание уделяли А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Они считали, что труд должен быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим.

В нашей школе, как и в других российских школах, сложилась определённая система трудового воспитания, которая реализуется через непосредственно учебный, производственный и общественно полезный труд.

По мнению К. Д. Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.

Другой вид детского труда – производительный. Это уроки труда, СБО. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом, поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.

И третий вид детского труда – общественно полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.

Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением зрения часто отстает от своих сверстников.

Вот они, наши трудяги, усталые, но довольные. Это мы в 6 классе.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

С первых же дней поступления ребенка в школу наши дети вовлекаются в жизнь и дела нового коллектива, приучаются к труду, с согласия родителей, разумеется. Так как наши дети особенные, с нарушением зрения, труд для них должен быть посильным, ведь некоторые перенесли операции на глазах, а у некоторых детей искусственный хрусталик, что значительно сокращает физические нагрузки, наклоны, резкие движения и т. д.

Труд начинается с самообслуживания.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Часто в семье детей не приучают к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Ребята с 1 класса учатся заправлять постели, так как в нашей школе предусмотрен дневной сон для 1 и 2 классов, следить за порядком в тумбочках и шкафах. В столовой дети относят за собой на мойку грязную посуду и вытирают столы.

Простейшей формой включения ребят в коллективную деятельность является дежурство.

Дежурство рассматривается в педагогической литературе как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, но в связи с тем, что школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе, дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления.

Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать, в чем состоит содержание их деятельности. Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы.

Вот так мы ухаживаем за цветами в классе, ребята знают, что поливать цветы часто и помногу нельзя, они могут погибнуть.

А также мы учимся мыть парты.

Вечером дежурные готовят доску к завтрашнему учебному дню.

Чтобы трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду условий:

1. Чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

2. Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

3. Радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;

4. Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;

5. Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

6. В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

Начиная с 5 класса, ребята начинают дежурить по школе. В учебное время – это дежурство на этажах, дежурные записывают нарушителей порядка, затем на линейке отмечают особо отличившихся. В столовой дежурный класс накрывает столы в обед и на ужин, расставляет приборы, затем следит за тем, чтобы столы после еды оставляли чистыми. Ребята очень любят дежурство по школе, они чувствуют свою значимость, становятся более ответственными. А также свои классы дети моют самостоятельно. Назначены двое дежурных, один – подметает, другой моет пол. Учимся отжимать и полоскать тряпку, собирать мусор в совок.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, в нашей школе разработана система поощрения: объявление благодарностей на линейке, вручение грамот и т. д. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

С 1 класса наши учащиеся принимают участие в субботниках по уборке пришкольной территории, часто вместе с родителями. За каждым классом закрепляется часть территории, которую класс убирает и сдает свою работу. Каждый год участок меняется, он становится больше и сложнее.

Вот наш первый небольшой участок, который ребята убирали с огромным энтузиазмом.

Вдоль аллеи, ведущей к главному входу, мы высадили цветы - разного вида хосты, и каждую осень подстригаем пожелтевшие листья, чтобы и осенью все выглядело красиво и эстетично.

А вот в 7 классе нам достался участок побольше, с пожухлой травой и листьями, убирать его оказалось не так просто, но все мы дружно справились и получили на линейке благодарность.

Вот так дружно выходим на субботник, часто по инициативе самих ребят.

Наш Гоша на масленицу в этом году сам напек блины и угощал всех одноклассников.

Это является предметом гордости всего нашего классного коллектива.

Ну а после уборки территории можно заняться творчеством. Вот такая красотка наша Саша!

Трудовое воспитание школьником может осуществляться в следующих формах:

индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

групповая (утренники, праздники на тему труда).

Наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж – применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда.

Индивидуальные поручения учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих способностей.

Кружки также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии, развивать творческое отношение к труду.

И конечно же, трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве усилий семьи и школы.

Желаю всем педагогам успеха в труде, удачи!

Спасибо всем за внимание!

Публикации по теме:

Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок» Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,.

Презентация «Психологическое сопровождение детей на пороге школы» из опыта работы “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться” /Л.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных.

Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Опубликовано: 19 августа 2019 в 16:44
+238Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги
Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги Объемные поделки из бумаги выполнять увлекательно и просто. Предлагаю изготовить совместно...
Картотека «Подвижные игры в детском саду» в виде презентации. Часть 10
Картотека подвижных игр Колдун. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз,...
Фотоотчет НОД «Осенние листочки» средняя группа
Фотоотчет НОД "Осенние листочки" средняя группа. Уважаемые коллеги! Пролетело Лето и снова наступила Осень. Начался новый учебный год. Прозвенели...