Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Альфия Юсупова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста.

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Цель экологического воспитания – воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

-Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

-Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

-Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, наглядные пособия, дидактические игры, картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, календарь природы, пособия для экспериментирования. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

На территории дошкольного учреждения имеются цветник, огород, «экологическая тропа», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Экологическое воспитание осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природы, целевых прогулок, чтения художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем, учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, нежность, восторг. Дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей: М. Пришвина, В Бианки, Г. Скребицкого, Б. Жидкого и других.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Важным источником знаний о природе является наблюдение, в процессе которого дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения организуем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используем, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Дидактические игры, используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальную деятельность воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок».

В своей работе используем опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Опытно-исследовательскую деятельность включаем в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы, на участке, огороде.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения («День Земли», «Осень в гости к нам пришла», «Праздник Весны» и др.). Они оказывают сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка.

Проводим выставки детских рисунков «Времена года», «Листопад», «Зимушка- зима»; конкурсы «Лучшая поделка из природного материала», «Лучшая кормушка», «Конкурс чтецов о природе».

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Используем следующие формы:

• Анкетирование, проведение опросов.

• Совместные досуги, праздники.

• Участие в выставках, конкурсах, акциях.

• Родительские собрания, консультации, беседы.

Экологические стенды.

• Семинары-практикумы, обмен опытами между родителями.

• Организация дней открытых дверей.

• Выпуск газет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.

Целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Литература.

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 190с.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть I Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 160с. (Библиотека программы «Детство»)

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56с.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Из опыта работы «Социально-личностное воспитание детей старшего дошкольного возраста через целевые прогулки» В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним.

Обобщение опыта работы на тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Обобщение опыта работы на тему: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории.

Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Актуальность.

Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны Тема: «Экологического воспитания.

Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Составитель: Воспитатель 1 квалификационной категории Шокурова Любовь Юрьевна. 1. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ.

План работы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию воспитателя Черногузовой Инны Константиновны на 2018-2019 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей.

План работы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 11:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД